Интервью Станислава Наумова, Президента Российской Ассоциации по связям с общественностью- Станислав, 7 декабря 2010 года, Вы были избраны Президентом РАСО, что из предвыборной программы удалось выполнить?
- Ключевым ориентиром развития общественных отношений в моей программе была определена их демократизация. Этот прогноз, озвученный на общем собрании РАСО 8 декабря, оправдался. То, что я обозначил в своем меморандуме на 2011 год как противоречивые, но перспективные тенденции, стало реальными живыми социальными явлениями и процессами. Ровно поэтому мы не стали сильно редактировать свою позицию в меморандуме 2012 года. 1) Этой весной я принял участие в одном из заседаний Открытого правительства и предложил в рамках реформирования госслужбы повысить реальную роль общественных объединений и саморегулируемых организаций в принятии важных для общества решений. Теперь членам РАСО, желающим применять инструментарий в своей работе, важно как самостоятельно, так и при нашей общей поддержке добиться этого вовлечения. 2) Как и обещал, стараюсь сблизить позиции столичной организации и региональных представительств. Съездил в Омск, Екатеринбург, Ярославль и Владивосток. Пообщался с коллегами, разобрали мотивацию их участия в мероприятиях за пределами региона, честно обозначили ожидания от активности «москвичей». Конечно же, моя задача состоит еще и в том, чтобы выводить наш актив в регионе на уровень рабочего внимания со стороны губернатора и деловых кругов. Ежемесячный прием в РАСО начали делать с использованием современных технологий связи. За счет этого растет доля специалистов из регионов. Постепенно складываются основы для работы нашего сообщества в социальных сетях. Среди моих читателей очень много тех, кто работает в связях с общественностью. Надеюсь, через личную переписку мы становимся собеседниками, что позволяет мне напрямую приглашать коллег вступать в наши ряды. 3) На повседневном уровне удалось сформировать работу нескольких групп в комитетах РАСО именно как полезную и позитивную самодеятельность. Кто хочет, тот этот формат активно использует. Много своего рода выездных заседаний исполкома провели на базе ведущих агентств по публичным коммуникациям. В том числе в Санкт-Петербурге. Ну и наконец, вместе с коллегами мы по-деловому, но ярко отметили 20-летие РАСО в международном масштабе. Моя особая благодарность Александру Борисову, Юлии Земской, Татьяне Мединской. - А что не успели сделать, и по каким причинам? - Не успеваем вовлекать в работу ассоциации в качестве заметного потока специалистов, работающих внутри крупнейших бизнес-корпораций, включая международные. Они участвуют в разного рода конференциях, проходящих в режиме платных бизнес-тренингов, но не видят в себе выразителей надкорпоративной миссии специалистов по связям с общественностью. От этого снижается мотивация активной работы на уровне отдельных комитетов для тех начинающих специалистов, кто хотел бы иметь возможность познакомиться и учиться у практиков . Медленно движемся в сторону создания новых региональных представительств. Сегодня РАСО по-прежнему это московский актив плюс несколько амбициозных одиночек в нескольких регионах. А нужна сеть в десятках городов. Особенно там, где есть реальный экономический рост, есть новые проекты развития территорий. Многое делают в этом плане коллеги руководители из общенациональных агентств, их статус вице-президентов РАСО должен конвертироваться в ответственность за представление РАСО на уровне как минус одного федерального округа. Не успеваем качественно и в полном объеме реагировать на все возникающие в диалоге государства с гражданским обществом возможности проявить свои уникальные по сравнению с другими отраслевой объединениями компетенции. Это касается и возможности влиять на формирование института лоббизма и на возрождение рынка политтехнологий. К сожалению, пока комитет по GR не заработал в полную меру. - Привожу выдержку из протокола заседания Исполнительного совета РАСО – «Президент РАСО С.А. Наумов вынес на обсуждение собравшихся также вопросы о выдвижении своей кандидатуры на пост Президента РАСО повторно для реализации указанной выше программы и об увеличении срока полномочий Президента РАСО до 4-х лет». Это в соответствии с трендом в стране, увеличивать сроки полномочий, или что-то другое? Будете ли вести речь о каких-либо особых полномочиях? - Никаких особых полномочий у одного человека. Наоборот. Распределяем возможности и ответственность для актива РАСО и новых членов. Повысится роль председателей комитетов. Из их числа будем непосредственно формировать исполнительный совет. Повысится роль Высшего экспертного совета. Мы обновим его состав радикально, поблагодарив всех, кто внес в 20-летнее развитие РАСО огромный вклад, но в последние годы не принимал участия в работе ВЭС даже заочно. Напротив, новый состав ВЭС будет обязан решить задачу тотальной сертификации всех, кто сегодня занимается связями с общественностью. Сертификат РАСО должен быть гарантией для работодателя. - Что станет основой для вашей программы, с которой вы намерены обратиться к членам РАСО? - Началось сближение позиций нескольких отраслевых объединений, надеюсь, скоро придет осознание, что единственным российским представителем международных объединений должна быть РАСО, а членская база как у общественных объединений для физических лиц у нас у всех общая. Да и многие внутриотраслевые спецификации про маркетинг, рекламу на уровне реальной загрузки обыкновенного специалиста надуманны. Производительность труда и уровень его оплаты для отдельного специалиста только возрастут, если убрать перегородки, созданные для искусственной монополизации оказания наиболее выгодных в те или иные годы видов услуг . Что не исключает самостоятельной работы множества саморегулируемых организаций для юридических лиц. Но важно четко определить предмет для саморегулирования. Сегодня его нет, а стало быть, и нет мотива работать в таких дополнительных по отношению к основному бизнесу формах. Сегодня же мы плоховато работающая биржа поиска новых трудовых контрактов и совсем неплохая площадка для пожизненного самообразования. Плюс перекрестная баннерная реклама мероприятий партнеров со скидками на проход для двух-трех человек. Но это не самая оптимальная модель. Мы уже сделали неплохой ежедневный обзор на сайте РАСО того, что происходит в отрасли. Перспективы и внутренние ресурсы для нового развития есть. Я в это верю. А для начала прошу всех зарегистрироваться для участия в майском собрании. Есть культура работ общественных объединений. Одно собрание в мае. Одно в декабре. В мае обсуждаем ситуацию. В декабре проводим новые выборы. Посоветовавшись с коллегами вице-президентами, мы решили пока не выдвигать на первый план тему 4 летнего срока. Но для меня очевидна что двухлетняя модель хороша, когда все хорошо. Когда пост Президента это дежурство по походу в посольства. Но за два года не один инвестпроект не отбивается. А в работу РАСО надо вкладываться. Средств, собираемых за счет членских взносов хватает только на работу более чем компактного аппарата. - Вами озвучена идея, что в перспективе «на основе РАСО сформировать общественное объединение и саморегулируемую организацию, которая будет более жестко влиять на рыночную ситуацию, не подменяя собой существующие отраслевые и межотраслевые объединения». Чем обусловлено Ваше мнение, что нашей отрасли нужны эти 2 структуры, которые, как я понимаю, должны прийти на смену РАСО? А разве РАСО не может решать отраслевые задачи? - РАСО по нынешнему уставу это некоммерческое партнерство. Мы попытались на примере с региональными отделениями и представительствами изменить правила игры, но сами же и при остановили процесс реорганизации. Он идет там, где это необходимо с точки зрения самих наших коллег. РАСО просуществовало 20 лет, мы к этому периоду относимся с уважением и почтением. Но формы должны развиваться. Можно и нужно быть членом РАСО как общественного объединения. Взносы должны быть копеечными, а членство массовым. С представительством в каждом субъекте федерации. Миссия РАСО как общественного объединения должна быть гуманитарной и просветительской. И должно быть РАСО как саморегулируемая организация, объединяющая работодателей с целью развития конкуренции и повышения качества оказываемых нами услуг. Это уже прагматика рыночных отношений. Но бренд РАСО общий для обоих проектов. И руководство тоже общее. |