Коммуникационное сопровождение инновационной деятельности


На пути инновационного бизнеса стоят административные барьеры, особенно ощутимые для малых и средних предприятий. Для инновационной продукции, как правило, тесны административные границы региона, ей нужно выходить на крупные рынки, в том числе и международные, но доступ, в частности, за границу затруднен из-за необходимости проходить очень длительные бюрократические процедуры, которые к тому же многократно дублируются. Существует понимание важности этой проблемы, поддержка реформ на всех уровнях, однако радикального улучшения ситуации не происходит.
Пока большинство опрошенных все-таки достаточно критично оценивают инновационную активность в своих отраслях и в стране в целом. Так, всего пять процентов респондентов считают, что российская экономика опережает по уровню инновационной активности ведущие экономики мира. И ни один из опрошенных не считает, что мы заметно перегнали в этом смысле другие страны. Тем не менее, заглядывая в будущее, более чем одна пятая часть респондентов считают «очень вероятным», что к 2020 году инновационная составляющая российской экономики существенно вырастет, а 60 процентов опрошенных считают это просто «вероятным». Столь оптимистичный настрой продиктован, в том числе, и вниманием к инновациям со стороны государства. Свою роль должно сыграть, на наш взгляд, дальнейшее встраивание российской экономики в глобальные процессы и присоединение к ВТО. В то же время, нельзя не принять во внимание, что доступ к государственной поддержке для инноваторов излишне забюрократизирован. Очевидно, российскую модель внедрения инноваций нужно модернизировать. Основными сложившимися в России барьерами для инновационной экономики, помимо перечисленных являются высокая инфляция и низкая мотивация частных инвесторов. На наш взгляд, внедрение инновационных решений невозможно и без коррекции федерального законодательства в области получения патентов. Система внедрения новых технологий должна опираться на региональные инновационные кластеры, в основе которых могут быть национальные исследовательские университеты или крупные инновационные компании.
Переход к экономике инновационного типа, функционирование инновационной системы требуют комплекса организационных, экономических, управленческих и политических решений. В настоящее время перед Россией стоит задача «коренного пересмотра модели экономического развития и ускоренного перехода к экономике знаний». Именно это предусмотрено в документах, определяющих развитие России в краткосрочной и долгосрочной перспективе, в частности, в  «Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года», «Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года», «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» и др. Но переход к экономике инновационного типа, функционирование инновационной системы требуют комплекса организационных, экономических, управленческих и политических решений. Государству необходимо обеспечивать благоприятный инвестиционный климат с целью использования внутренних и иностранных инвестиций для качественных изменений в инновационной деятельности, способствовать реализации программ реструктуризации предприятий, технологической модернизации производства. В результате реализации инновационной политики произойдет интеграция науки, образования и бизнеса, обеспечение инновационных секторов экономики высокопрофессиональными кадрами, формирование новых отраслей, основанных на инновационной экономике, развитие инновационной инфраструктуры (технопарки, промышленные парки, бизнес-инкубаторы и другие).


Арсений Якубович
, аспирант ФБГОУ ВПО «Курский государственный университет»


При любом использовании материалов сайта ссылка на regionpr.ru обязательнаСоздание сайтов в Воронеже ART STUDIO