Стратегия конвенции в позиционировании имиджа региона


В настоящее время все большую значимость приобретает разработка адекватных вызовам времени коммуникационных стратегий регионального развития – масштабных и долгосрочных программ, направленных на достижение ключевых коммуникационных целей. При этом идея позиционирования региона, связанная с определением важнейших мыслеобразов, способных «зацепить», «зажечь» целевую аудиторию, выступает ядром коммуникационной стратегии.

Коммуникационная стратегия, как правило, присутствует как некоторая задача при осуществлении любого социального действия. При этом выделяют три важнейших типа коммуникационных стратегий, концептуально представляющих основные социальные процессы, связанные с коммуникационными действиями – презентацию (пассивную коммуникацию), манипуляцию (активную коммуникацию) и конвенцию (интерактивную коммуникацию).  Для презентации основным средством выступает послание, для манипуляции – сообщение, для конвенции – диалог. Все обозначенные типы стратегий так или иначе задействуются в позиционировании российских регионов.

Презентации,
как правило, создают некоторые мифо-символические условия, задающие некую картину мира и способ действия в ней социального субъекта посредством включения в этот контекст целевой аудитории. Презентации выступают способами демонстрации достижений того или иного региона, информируют о его достопримечательностях, о тенденциях развития, они нацелены на усиление привлекательности региона для перспективных соискателей – инвесторов, туристов и др. Важно отметить, что представители каждого региона России, нацеленные на длительное проживание в нем, стремятся найти некую точку опоры для «оправдания» своего пребывания в данном регионе. И Курск в данном плане «нашел» для себя образы, создающие некое поле символических  оснований, – это «Соловьиное сердце России» и «Духовный центр России». Есть основания полагать, что такие точки опоры способен обнаружить представитель любого российского региона.

Манипуляция 
как коммуникационная стратегия (управление поведением) в настоящее время широко представлена практически в каждом субъекте РФ. Особенно активно данная стратегия с широким применением рекламно-идеологического менеджмента реализуется в ходе проведения избирательных кампаний. Как правило, идеологическое позиционирование, осуществляемое в контексте манипуляционной коммуникационной стратегии, осуществляется в пространстве, захваченном властью и закрытом для гражданского общества. Не удивительно, что его применение влечет за собой резкое снижение доверия к социальным институтам и, как следствие, повышение протестных настроений.

Есть все основания утверждать, что новые механизмы власти и управления в качестве коммуникационной стратегии должны отдать предпочтение конвенции, в основе которой лежит диалог (общества, власти, бизнеса и т.д.). Главной задачей конвенциональной коммуникационной стратегии является обеспечение коммуникации между различными сегментами коммуникационной среды, достижение содержательного договора, позволяющего воплощать в жизнь практические задачи, а также создавать структуры коммуникационной среды, способные противодействовать манипуляционным коммуникационным стратегиям.  
На уровне страны и ее регионов сегодня ведется активный разговор о принятии стратегий развития. Важно отметить, что стратегическое планирование имеет высокие шансы на реализацию лишь внутри конвенциональной коммуникационной стратегии, в противном случае оно обречено на неудачу. Атмосфера доверия в обществе, благоприятная среда для осуществления публичной политики, открытые дискуссии масс-медиа – неотъемлемые условия такого планирования.

В Курской области осуществляется реализация проекта, связанного с осуществлением комплексной программы по продвижению позитивного имиджа региона на межрегиональном, федеральном и международном уровнях. Несомненно, профессиональное продвижение информации о достижениях и преимуществах области в настоящее время выступает одним из важнейших и вместе с тем недоиспользованных стратегических резервов региона. Соответственно поднимается вопрос о необходимости глубокого осмысления и тщательного изучения вопроса о роли СМИ как ресурса территориального развития с целью его эффективного использования в качестве инструмента позиционирования региона в коммуникационном пространстве.

Конвенциальная стратегия
коммуникации подразумевает вовлечение различных целевых аудиторий в ее реализацию. Таковыми в рамках нашего проекта являются, прежде всего, руководители администраций, органы и отделы, регулирующие инвестиционную деятельность территорий, органы и отделы, ответственные за связи с общественностью, экономическое развитие, туризм, внешнеэкономическую деятельность, международное сотрудничество, руководители ключевых региональных компаний, средства массовой информации, общественные организации и лидеры общественного мнения. Важно отметить, что реализуемый проект имеет как теоретическую, так и прикладную направленность. Основная его задача – на основе комплексного анализа текущего состояния имиджа региона, а также прогнозирования его перспектив, проявить концептуальные, ресурсные, деятельностные, личностные, атрибутивные и эмоциональные основания для его продвижения в информационном пространстве, разработать оптимальную модель развития региона, ориентированную на использование ее конкурентных преимуществ, выявить структуры и механизмы формирования и развития имиджа области. Имеющиеся наработки уже нашли  применение в создании Плана социально-экономического развития Курской области на период с 2011 по 2015 гг., при этом имиджевая составляющая выделена в отдельный подраздел данного плана и переведена в проект программных мероприятий на обозначенный период.

Евгения Когай
, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социологии и политологии Курского государственного университета, член Общественной Палаты Курской области


При любом использовании материалов сайта ссылка на regionpr.ru обязательнаСоздание сайтов в Воронеже ART STUDIO