Как связаны ценности горожан, бренд города и его стратегия – на примере Киева


Эта футурологическая статья – иллюстрация того, как могут быть связаны ценности, формирующие городскую культуру, со стратегией развития города. Весьма удобно это сделать на примере Киева, ценности которого были легитимизированы киевлянами на второй киевской бренд-сессии, проведенной командой ВикиСитиНомика 21.12.2010 в Киево-Могилянской Бизнес-Школе. Одновременно я буду сверять возможное будущее Киева с недавно опубликованным «проектом Стратегии развития Киева до2025 года», разработанным Фондом эффективного Управления совместно с BCG.
Итак, начнем. В киевской «Стратегии» много и хорошо написано о строительстве, инфраструктуре, инновациях, культурных и исторических мероприятиях, но ни слова о том, что важнее всего вышеперечисленного, и что в конечном итоге является организующим элементом системы – о ценностях.
Почему «ценности»? Начну с теоретического вступления.
Ценности – это то, что человек стремиться реализовать. Согласно общепринятой теории, ценности «важнее» стратегии. Ценности определяют стратегию, которая есть не что иное, как ответ на вопрос  «КАК мы действуем?». Ценности отвечают на вопрос «что важно?»; стратегия – «КАК этого достичь?»; тактика – «что конкретно для этого нужно сделать?». Соответственно, тактика обслуживает стратегию; стратегия обслуживает ценности, «растет из ценностей. И задача стратегии – сделать так, чтобы ценности были реализуемы.
Итак, ценности – это то, что человек стремиться реализовать – ради чего рассматривает альтернативы, принимает решения, действует. Давайте посмотрим на киевские ценности с этой точки зрения.



Ценности
(Чем руководствуются киевляне при принятии решений, что важно для киевлянина? Что «дороже денег»?)
- Свобода
- Свобода самовыражения
- Любовь к комфорту
- Семья, дружба, кумовство, забота о своих
- Толерантность
- Чувство гордости и принадлежности



Итак, киевляне хотят жить в городе, который помогает им быть свободными, дает свободу самовыражения,  обеспечивает комфорт; среда которого способствует к тесному общению «со своими», толерантна к проявлениям
; в городе, принадлежностью к которому можно гордиться.


Переходим к стратегии, задав вопрос: «КАК киевляне могут обеспечить реализацию своих ценностей?». Сразу оговорюсь – это мое личное мнение, не претендующее на истину. Просто кто-то должен начать думать в этом направлении.



«… помогает быть свободными»
Свобода – ценность высшего порядка.  Возможна при высокой степени осознавания, характерна для высокоразвитых личностей. Соответственно,  город, гражданин которого чувствует себя свободным, должен способствовать личностному, духовному росту. Каким образом? Инициировать и поддерживать культурные мероприятия, обучающие семинары, организовывать и предоставлять пространства для конференций,  форумов духовного и образовательного характера, вовлекать в диалоги о градоустройстве, об обустройстве социума религиозные общины, популяризировать идею свободы  во внутренних и внешних коммуникациях, поощрять идею и проявления лидерства.


«…дает свободу самовыражения»
Киев может стать городом с креативной средой. Это не так дорого, очень трендово, и, что чрезвычайно важно, способно вовлечь и увлечь самих горожан, и власть, и малый и средний бизнес. «Креативная городская среда» – это означает неординарные ландшафтные, архитектурные, интерьерные решения. Физический, творческий простор. Круговорот ярких культурных, просветительских, интерактивных событий, перетекающих одно в другое, вовлекающих, провоцирующих участников на творчество («Країна мрії», «Гогольфест», «Тріпільске коло», TEDх, Андреевский спуск в день Киева, UrbanX… -  примеры таких явлений). Впечатления. Интерактив. Провокации к созиданию, сотрудничеству. Малый и средний бизнес вполне может способствовать своими активностями, поддерживая городские инициативы. Пример тому – недавняя инициатива «Арт КЛО».


«… любовь к комфорту»
А тут внимание! Комфорт – нежная субстанция. Она «выдыхается» из городов с повышенной деловой активностью, пробками, плохой экологией, жесткой конкуренцией, недружелюбными жителями. Давайте вспомним Киев 90-х. Было комфортнее, правда? Неспешный, зеленый, теплый, чистый, улыбчивый город. Забота. В этом слове сосредоточена вся стратегия, обеспечивающая комфорт жителей и гостей города.  Как тактически власть и киевляне могут проявить Заботу о  городе? Что такого можно «добавить», чтобы вернуть комфорт? Система поддержки чистоты, система управления городским трафиком, расширение пешеходных и зеленых зон, удобные скамейки, велосипедные дорожки, оборудование детских и спортивных площадок, бесплатный  wi-fi, пандусы для детских и инвалидных колясок … бездна относительно недорогих решений, в которые можно вовлекать самих горожан.


«…среда которого способствует к тесному общению «со своими».
А вот тут может быть программа поддержки «сферы гостеприимства» – ресторанов, кафе, мини-отелей. Специализированные доступные образовательные программы по построению и развитию ресторанно-отельного бизнеса, льготное кредитование и налогообложение, дотации. Киев может стать городом, в котором уютно «своим» и в который стремятся приехать «компанией своих». «… толерантность». Что означает это слово для жителей и гостей города? В первую очередь безопасность – как физическую, так и психологическую. Развитие и укрепление культуры толерантности – гарантия обеспечения ценностей номер 1 и номер 2 – свободы и свободы самовыражения. Каким образом этому может способствовать стратегия города? Снова просветительские мероприятия через СМИ, поддержка демократических проявлений в обществе, специальные модули в системе подготовки сотрудников внутренних войск.


«… чувство гордости и принадлежности».
Реализовать эту ценность киевлянам позволит грамотный брендинг города. Брендинг – это не логотипы (и даже не система визуальной идентификации). Это, прежде всего, согласованные и легитимизированные ответы самих горожан на вопросы:
- Зачем Киев миру?
- Киев – это…
- Для нас важно (ценности) – на этот вопрос ответ уже есть;
- Киев отличается… (особенности, сильные стороны, стратегии поведения киевлян и Киева как сущности ) – ответ также дан на второй киевской бренд-сессии.
На второй киевской бренд-сессии мы получили ответы на вопрос о киевских ценностях – выше вы видите, как они могут быть реализованы посредством стратегии и следующих за стратегией решения тактических задач.
Давайте позволим себе смелость смотреть «выше». 


Зачем миру город, в котором все это реализовано? Напомню – город, который помогает и жителям, и гостям быть свободными, дает свободу самовыражения,  обеспечивает комфорт; среда которого способствует к тесному общению «со своими», толерантна к проявлениям – то есть к инакомыслию, «инакоделанию»; город, принадлежностью к которому можно гордиться.
На бренд-сессии Киев сравнивался с перекрестком, мостом – для востока и запада, католицизма и православия, материального и духовного, «я» и «мы». На сессии была найдена гипотеза ответа на вопрос «зачем?» -  «место интеграции», «место интеграции для рождения нового».  А теперь давайте посмотрим, чем и каким станет город, который реализовал свои ценности, принял и реализует миссию – «быть центром интеграции». Я о Видении.
Смотрим на «Стратегию развития Киева 2025». «Киев в 2025 году будет инновационным экономическим центром в восточноевропейском регионе с мощной конкурентной позицией. Городом, который сохранил и развил свою культурно-историческую уникальность, потоянно повышает качество жизни жителей и привлекательность для ведения бизнеса. Его развитие бкдет осуществляться за счет открытой экономики, постоянного укрепления системы управления и обеспечения гармоничного, сбалансированного роста»
«Инновационный экономический центр».
Согласитесь, не верится. Это трендово, это модно, это выгодно, но это не про Киев. К тому же в инновациях и экономике наши позиции откровенно слабы. А вот как «Интеграционный центр» зеленая комфортная толерантная столица политически нейтральной страны в центре Европы «с развитой инфраструктурой» (в Стратегию уже заложена эта инициатива), богатой историей, духовными магнитами и счастливыми жителями весьма желаема миром.


Выгодно ли это?
Еще как! Посмотрите на мир с его усугубляющимися противоречиями, которые ждут разрешения на протяжении десятилетий. Вопросы отношений мужчин и женщин, расовые конфликты, деньги, власть, экология – частные проблемы людей и стран стали глобальными. Человечеству нужно место, пространство, социальные технологии для их решения. Таким местом может стать Киев, а пространства создают люди. Это большие конференц-комплексы, и малые узкоспециализированные центры, выставочные мега и мини-проекты, малые и большие духовные центры. По сути, это «интеграционный кластер»: для того, чтобы интегрировать науку и религию, организовать сотрудничество рабочих групп из людей разных конфессий, ментальностей, дисциплин, возрастов, убеждений, ценностей нужна особая культура, специальное образование в сфере социальных технологий, сопутствующие сервисы, инфраструктура для больших и малых групп (в Киев будут приезжать учиться искусству интеграции люди со всего мира), профессионалы.
Это амбициозно. Это вдохновляет. Это вызов: для власти – научиться сотрудничать с гражданским сообществом. Для православия, других конфессий – решить внутренние  проблемы и стать ближе к сегодняшним задачам; И для бизнеса – стать целостной эффективно работающей системой невозможно без решения задач интеграции. И для архитекторов – нужно организовать пространства так, чтобы они способствовали интеграции.  И для киевлян – жить в таком городе означает осознавать и реализовывать не только роль города, но и свою собственную, осознав свое место в мире. Безмерно сложно, но чрезвычайно эффективно сознательно взращивать атмосферу взаимного доверия и уважения – в семье, кругу друзей, на работе, в бизнесе, во дворе, в городе. Вернемся к результатам бренд-сессии, к ответу на вопрос «КАК?», напрямую относящийся к Стратегии.



Стиль (КАК действуют киевляне? Что характерно атмосфере города?):

- Мистичность
- Зарабатывать в атмосфере психологического комфорта
- Душевность/толерантность/принятие
- Динамичность/деятельность/активность
- «Тесные связи»
- Киев – город, построенный вокруг храмов и духовных центров



Не правда ли, здесь мы видим подсказки?

Атмосфера мистичности характерна для Киева. Это уже есть – достаточно  развивать, усиливать… монетизировать. Мы живем в экономике впечатлений. И атмосфера мистичности – это великолепный ресурс для маркетинга города, клондайк для внутреннего и въездного туризма, часть инфраструктурной системы Киева как центра интеграции, важная часть бренда города – легенды, предания, мифы, истории.  Мистичность бывает разной – в нашем случае она душевна, многогранна, готова принять творческое влияние других культур – по словам Влада Троицкого, украинская культура вообще легко включает в себя «иное». Духовность – это «повзрослевшая» мистичность. Неслучайно в Киеве так много и одного, и другого – ведьмы и святые, лысые горы и храмы, Булгаков и Лесков. Здесь полным-полно сокровищ для любого «духовного возраста».  А «динамичность, деятельность, активность» подсказывают нам, что Киеву не стоит «ждать»  – «хорошей власти», инвесторов, туристов – нужно быть проактивными как в коммуникациях, так и в действиях. Киевляне уже самоорганизовываются, попутно приобретая навыки интеграции для создания кластеров, отраслевых ассоциаций, для решения бытовых (ОСББ), бизнес – (кластер, отраслевая ассоциация), социальных («Зробимо Київ чистим») задач
Попробуйте отложить в сторону цинизм и безнадежность и подумать, вдохновит ли такая миссия, как «Киев – место интеграции», такое Видение активную прослойку киевлян с их «… чувством гордости и принадлежности»? Имеет ли шансы Киев, который сейчас как ни один другой город мира остро нуждается в инте  грации, самоорганизации, а значит, имеет высочайшую мотивацию этому научиться и стать местом интеграции для всего мира?
Наверное, “Место интеграции” – не идеальная формулировка миссии Киева. Да и кто я, чтобы формулировать в одиночку миссию древнего города? Наверное, если собраться качественной группой киевлян, мы сможем найти ту, что Киеву “более к лицу”. Цель этого текста – на примере показать, какую колоссальную роль могут сыграть ценности в судьбе города.



Татьяна Жданова
, WikiCityNomica, Brandhouse.


При любом использовании материалов сайта ссылка на regionpr.ru обязательнаСоздание сайтов в Воронеже ART STUDIO