О бренде Омской области из первых уст24 июня в Омском областном Экспоцентре состоялся заключительный (третий) семинар по стратегии развития бренда региона, что по своей сути стало открытой презентацией для прессы и общественности части проекта по формированию бренда Омской области.
Модератором мероприятия выступил министр экономики Омской области Игорь Мураев. С кратким обзором работ, выполненных в период после 2-го семинара и презентацией Программы информационно-коммуникационного сопровождения брендинга Омской области выступил доктор политических наук, профессор, генеральный директор Агентства «Международный пресс-клуб. Чумиков PR и консалтинг» (МПК), руководитель Исполнительной дирекции проекта, член Экспертного совета Александр Чумиков. Спустя несколько дней, с Александром Чумиковым побеседовал Геннадий Шаталов, и вот некоторые основные моменты диалога представляем вниманию читателям газеты «RuPoR». - Александр Николаевич, прежде всего, позвольте поздравить Вас с завершением столь масштабного проекта. И сразу же вопрос. Одна из ваших презентаций в серии прошедших семинаров получила такое название – «Омская область: первый крупномасштабный российский проект по разработке стратегии развития территориального бренда». Вы говорите про «первый…», но в некоторых регионах уже были реализованы проекты в сфере брендинга территории. Как это понимать? - Территориальным брендингом (он же геобрендинг, он же маркетинг мест, он же продвижение территорий /последнее мне ближе всего/) активно занимается сегодня где-то треть регионов России. Но всё это какими-то фрагментами. И мне с 2004 года приходилось заниматься такого рода проектами в Волгоградской, Челябинской, Оренбургской областях; республиках Саха - Якутия, Северная Осетия - Алания, на Камчатке. В каждом случае ставилась какая-то локальная или конъюнктурная задача. А в Омской области я впервые вижу полноценную, комплексную проектную задачу для региона. Теоретически обоснованную и обеспеченную ресурсами. - В любом случае проделана колоссальная работа, и давайте для начала представим основных ваших партнеров по проекту. - Это мультипроект. Никакой суперталантливый Томас Гэд, Филип Котлер и иже с ними его не выполнят. Кстати, их и в самом деле предлагали пригласить в проект – но я отказался. Они здесь не нужны – с их нежеланием вникать в нашу специфику и стремлением оперировать универсальными моделями. Сформирована сводная команда. Кто входит в нее сегодня: мы (Агентство «Международный пресс-клуб. Чумиков PR и консалтинг») как основной исполнитель, Агентство Stas Marketing Partners Андрея Стася, Агентство MTC Станислава Иванченко; а дальше – институт экономики и институт социологии РАН; ряд научных учреждений федерального уровня и Омского региона; а еще дальше – российские и зарубежные эксперты из разных областей науки и практики, регионов и стран. Образован специальный консультационный орган – экспертный совет проекта. Сегодня в нем около 40 человек, совет постоянно пополняется. - Как мы понимаем, проектная работа завершена, теперь начнется работа по реализации разработанных документов. Полагаю, что нашим читателям буде интересно, какой пакет документов вошел в итоговый кейс по разработке бренда Омской области. - На выходе два масштабных документа: программа продвижения бренда области (экономико-событийная) и программа информационно-коммуникационного сопровождения бренда. Проект в целом открытый, публичный. Эти программы можно посмотреть на сайте www.pr-club.com - Я, как и, наверное, многие другие, работающие с проектами в сфере брендинга территории, внимательно следил за дискуссией, которая велась, да и продолжается, в СМИ и Интернете, вокруг вашей работы. Как вы относитесь к критике со стороны оппонентов, которой, прямо скажу, было немало. - Исключительно позитивно. Всё сколько-нибудь значимое учтено. Более того: на завершающем этапе проекта возник так называемый «дефицит обсуждения». Это следствие «ликбеза»: после масштабной «прокачки» люди (бизнесмены, журналисты, блоггеры) стали воздерживаться от некомпетентных суждений. - Какова основная идея бренда Омской области? И как она рождалась, и почему все-таки остановились на ней, ведь по ходу вашей работы были и другие идеи? - Кратко ответить нельзя – надо представлять весь процесс. Он прозрачен – смотрите и указанный выше сайт, и многие другие открытые источники. «Другие идеи» отклонены на уровне публичного обсуждения и профессиональной экспертизы. Например, отклонены такие гипотезы (идеи, направления, слоганы), как «Омский регион – край мужских дел», «Омская область – в авангарде изменений» и пр. Осталась в качестве основной идея «Омская область – открытая платформа для реализации евразийских возможностей». - На последнем семинаре было представлено несколько вариантов графического решения бренда (логотипа) Омской области, свои работы, кроме вас, представили, и Андрей Стась, и Станислав Иванченко. Так какой из вариантов утвержден? - Мы ждем окончательного решения губернатора области Леонида Полежаева – мудрого долгожителя на этом посту, который он занимает 20 лет. Но примет он или не примет графические решения (сегодняшний выбор – из 7-8 вариантов) – упомянутые программы все равно будут работать. Графика – венец смысла, его визуальное воплощение, но не смысл как таковой. - И соответственно, слоганом для Омского региона следует считать… - Здесь – понятнее: - Омский регион – Из Сибири вырастая (а как по-английски красиво: Growing from Siberia); - Перекресток Сибири (Siberia crossroads); - Открытая Сибирь (Open Siberia). Из этих вариантов (уже многократно протестированных) и надо (и будут!) выбирать. - Как вам работалось в Омской области? С какими трудностями пришлось столкнуться? Насколько эффективно было выстроено взаимодействие с органами власти? Вмешивались ли они в вашу работу? - Работалось идеально. На высочайшем уровне доверия. - Чтобы вы порекомендовали руководителям других регионов в вопросах брендинга территорий, и стоит ли им вообще уделять внимание в своей работе данному направлению? - Рекомендовал бы отрешиться от вкусовых предпочтений. «Мне нравится» или «мне не нравится» - это для собственного дома. А далее вопрос в том, принимаются наши наработки (графика, идея, основные послания) целевыми аудиториями или не принимаются, отвечают актуальным смыслам или не отвечают и т.п. Но процесс, ведущий к решению, должен быть пройден! Решение же – это не изыск дизайнера, а именно результат процесса!! - Согласны ли с утверждением, что многие отечественные проекты в сфере брендинга территории не эффективны из-за того, что этим процессом почему-то занимаются органы власти или созданное ими предприятие? - На уровне функциональных обязанностей чиновника этим заниматься просто невозможно – и убеждать в этом никого не надо, все и так понимают. А дальше – вопрос формирования проектов и вынесения их на конкурс (не на аукцион – Боже упаси!) в соответствии с ФЗ-94. Где должен побеждать умнейший и опытнейший! - Значит ли, что теперь развитие Омской области пойдет по пути в соответствии с разработанным брендом? - Если заявленный проекты будут реализованы хотя бы на 20 процентов – значит, пойдет! - Считаете, ли вы что к 2014 году уже можно будет говорить об экономических успехах Омской области, управление которой построено на разработанном бренде? - Мой профиль – воздействие на сдвиги в сознании, установки людей, которые и приводят к экономическим успехам. Если руководители Омской области продолжат (не отложат, не задвинут) нынешний бренд-курс, мы обязательно будем наблюдать прорыв и экономические успехи. - Пользуясь случаем, приглашаю вас с презентацией данного проекта в сентябре в Воронеж, на II-ю конференцию по брендингу территорий. - Принимается. |