Бренды Челябинской области: прошлое и настоящее


Брендинг территории – относительно молодое направление деятельности для российских регионов. Сейчас каждый город, область задумываются о том, как они предстают во внешнем информационном поле, каким образом воспринимается в России и за ее пределами их родной край. Это влияет и на инвестиционную привлекательность региона, и на благожелательное отношение федеральной власти, способствует формированию местной идентичности внутри самого региона.

Формирование бренда Южного Урала как края металлургической промышленности началось еще в XVIII веке, когда горнозаводчики Демидовы стали строить здесь заводы. Однако говорить о целенаправленном продвижении бренда Челябинской области можно только в годы советской власти. В 1930-40-ые гг. СССР в короткие сроки должен был стать сильной промышленно развитой страной, а для этого необходимы были люди, согласившиеся терпеть трудности и лишения, неизбежно сопутствовавшие большим стройкам и тяжелому заводскому труду. Нужно было обосновать почетность труда рабочих, значимости для страны их дела. В этом смысле создание сильных позитивных брендов промышленных регионов стал важным направлением идеологической работы власти и коммунистической партии.
С конца 1920-х годов Челябинская область постепенно начинает превращаться в один из центров металлургического производства в СССР. В сознании жителей большой советской страны постепенно формируется «стальной бренд» Южного Урала. Складывался такой образ Челябинской области из нескольких составляющих элементов:


Челябинский трактор (Челябинский тракторный завод) – известен был не только в России, но и за рубежом. В 1937 году на международной выставке в Париже он получил золотую медаль. О ЧТЗ и первом советском серийном дизельном тракторе «Сталинец-65» знала вся страна, это была общая гордость. Это был символ выхода страны на мировой уровень и одновременно демонстрация силы перед будущими противниками во Второй мировой войне. Даже визуально трактор был выполнен в эстетике советской эпохи – мощный, брутальный. Продвижение бренда внутри страны шло, помимо сообщений с газетах и на радио, через художественные образы. Так, С-65 стал одним из главных героев в художественном фильме «Трактористы» (1939), а песня «Прокати нас, Петруша, на тракторе» пелась, имея в виду трактора ЧТЗ.
Танкоград
– этот бренд до сих пор является актуальным и востребованным. Второе неофициальное название областного центра сохранилось в памяти южноуральцев и россиян до сих пор. Обрел его город во время Великой Отечественной войны. После соединения мощностей Челябинского тракторного завода с двумя эвакуированными предприятиями — ленинградским Кировским и Харьковским моторостроительным — огромное производство переключилось на выпуск танков. Здесь выпускались и знамениты Т-34, и САУ СУ-152, и истребительные самоходные установки ИСУ-152. Всего за годы войны была произведена 1/5 часть всех выпущенных в стране танков.
Во всех документальных хрониках того времени, в газетах и на радио Челябинск назывался не иначе, как Танкоград. За его успехами следила вся страна, поскольку они были залогом победы над Германией и ее союзниками. 
Это один из самых эмоционально окрашенных брендов Челябинской области, он сплачивал людей, пробуждая чувства патриотизма, гордости за свой край.

Магнитка
– бренд также активно продвигался в советское время. В 1930-50 гг. профессия металлурга была востребованной и почетной. И Магнитогорск, как «стальное сердце России», привлекал многих молодых людей, жаждущих подвига и активных действий для строительства прекрасного будущего. Среди других составляющих продвигаемого в советское время бренда Челябинской области стоит назвать ЧТПЗ, автозавод «Урал», Челябинский завод электромашин и другие.

Сейчас у Челябинской области продолжает сохраняться образ промышленного региона, металлургического центра страны. Отказываться от такого, в общем-то, почетного титула, было бы недальновидно, поскольку инвесторы и экономические партнеры региона, уже давно знают и доверяют ему. Но необходимы определенные корректировки, наполнение бренда новым содержанием. В сознании россиян тяжелая промышленность стала синонимом плохой экологической ситуации. А авария 1956 года на химкомбинате «Маяк» добавила в эту копилку негатива еще и радиационную угрозу.  Поэтому в настоящее время идет наполнение «стального бренда» региона новым содержанием.

Основной темой становится экологически чистое металлургическое производство, ориентация предприятий на «белую металлургию», курс на инновации. Магнитка – в настоящее время мы можем говорить о том, что произошло слияние 2-х брендов Магнитогорска и ММК. И когда открывался мега-проект ММК «Стан 5000» освещение в СМИ этого события было беспрецедентным в истории Челябинской области и города. В рамках объявленного президентом курса на инновации, «Стан 5000» уже стал символом нового этапа в развитии металлургии на Урале.

Челябинский трубопрокатный завод (ЧТПЗ)
– новый облик завода тщательно продвигается руководством. Достаточно вспомнить серию роликов в 2004 году с отрывками из песни «Сталевары России» группы «Любэ», написанной специально для ЧТПЗ, куда вошли строчки корпоративного гимна ЧТПЗ завода. Широко идет пропаганда бренда в рамках презентации громкого проекта «Высота 239», который стал символом металлургии XXI века – «белой металлургии». Ориентирован завод и на эмоциональное восприятие бренда, на создание положительного отношения простых людей. Основной темой здесь становятся династии сталеваров, которые в течение многих лет остаются верны заводу. Через судьбы поколений металлургов можно привлечь молодой квалифицированный персонал, сформировать лояльное отношение к заводу и у южноуральцев, и у жителей других регионов.

Автозавод «Урал»
в рамках развития бренда организовал автопробег на машинах Миасского завода под названием «Россия – вперед!» с целью демонстрации последних достижений предприятия.

Танкоград
– пока это один из немногих брендов, которые по-прежнему работают на объединение жителей области за счет общего прошлого, общей исторической памяти. В поддержку этого бренда в мае 2010 году в честь 65-ой годовщины победы в ВОВ на Аллее Славы в центре Челябинска были установлены стенды с фотографиями участников ВОВ со всей области, объединенные общим названием «Стена памяти». Затем они были перенесены в большую Книгу памяти и переданы на хранение в архив.
То, что военное название областного центра известно не только в России, доказывает вышедшая в 2007 году книга шведского историка Леннарта Самуэльсона «Танкоград: секреты русского тыла. 1917 — 1953 гг.»


Таким образом, если говорить об использовании уже устоявшегося бренда Челябинской области, то он обладает несомненными достоинствами и плюсами. Такие ключевые характеристики, как «стальное сердце», «хребет России», металлургический центр России, «парни из стали» – несомненно, ассоциируются с твердостью, надежностью, постоянством, что должно вызывать доверие у потенциальных инвесторов и партнеров, вызывать гордость и интерес у жителей и гостей региона.
 
В 2010 году губернатором области М.В. Юревичем была поставлена задача по развитию непромышленных брендов Челябинской области.
Общий лозунг бренда, который решено продвигать: «Южный Урал – край, где сбываются мечты»:
- это и мечты о крепком, экономически здоровом регионе,
- это мечты и о спортивных победах и достижениях
- это и мечты дружном и сплоченном народе, населяющем область
- это и мечты о здоровых, счастливых детях
- это и мечты о достойном отдыхе в родном крае
Перспективным направлением является создание имиджа Челябинской области как территории, интересной для туристов.
Наиболее востребованными направлениями здесь, в первую очередь, являются бренды горнолыжных центров, так как они уже созданы и продвигаются их владельцами. Широко известны в России такие центры, как: «Абзаково», «Аджигардак», «Солнечная долина», Завьялиха, озеро Банное.
Наиболее известным из вышеперечисленных брендов является


«Абзаково». Это и понятно, учитывая инвестиции в развитие не только самих горнолыжных трасс, но и в инфраструктуру. Даже в летний период центр активно работает - предлагает жителям России велосипедные, конные, пешие туристические маршруты и экскурсии. В рамках продвижения брэнда удалось добиться того, что именно «Азаково» стало местом проведения чемпиона России по сноуборду, используется как тренировочная база для российских спортсменов-горнолыжников и сноубордистов.


«Солнечная долина» продвигает свой бренд за счет проведения мероприятий по экстремальным видам горнолыжного спорта и сноуборду, выбирая своей основной целевой аудиторией людей более молодых и активных, по сравнению с «Абзаково». В летнее время можно принять участие в приключении «Золотоискатель» – экспедиции по реке Урал и ее притокам, где раньше добывали золото. Областным правительством для привлечения интереса к брэнду СД не первый год проводится Кубок губернатора ЧО по горнолыжному спорту и сноубордингу, имеющий статус всероссийского.
Основной эмоциональный посыл горнолыжных центров Южного Урала – молодость, спорт, энергия, экстрим – успех. «Верь в себя, и все получится».
 Привлечь туристов могут и крупные заповедники, и национальные парки – Таганай, Зюраткуль, Ильменский заповедник.  Однако пока говорить  о них, как об одном из брендов Челябинской области рано. Несмотря на необычайную красоту и уникальность заповедников, соответствующей инфраструктурой они в большинстве не обладают. Например, нацпарк Таганай располагает только возможностями для пешего туризма, хотя романтика палаток и песен под гитару у костра давно привлекает сюда любителей такого вида отдыха.
Национальный парк «Зюраткуль» обладает серьезным потенциалом – в данный момент идет активное создание инфраструктуры. Один из примеров – Китова пристань на озере Зюраткуль, выполненная в стиле русских народных сказок. Место очень популярной среди жителей области, однако, к сожалению, за пределами  о нем почти не знают.
Большой потенциал и у Ильменского заповедника, где впервые в мире были отрыты 16 новых минералов. Пока же в России более известно озеро Ильмены, где с 1973 года ежегодно проходит фестиваль авторской песни. Сюда приглашаются многие известные исполнители, а его лауреаты в дальнейшем становятся в стране известными бардами.
Основной эмоциональный посыл – зачем ехать за границу, если и в России есть прекрасные места для отдыха.
К туристическим брендам области, связанным с историческими памятниками Челябинской области, можно отнести 3 объекта, получивших международную известность:



Аркаим – Страна городов
, поселение эпохи бронзы. Сюда приезжают люди со всей России, и паломники из стран дальнего зарубежья. И это несмотря на то, что практически никакой инфраструктуры для туристов там нет. Благодаря легендам и историям, связанным с этим местом, и широко распространенным в научной, а особенно в околонаучной среде, сюда готовы ехать люди со всего мира.



Игнатиевская пещера
также широко известна в России и за ее пределами. В 1980 году здесь были обнаружены микролиты, останки животных и многочисленные пещерные рисунки (лошади, мамонты, носороги, культовые символы), а также объекты железного века. Это одна из древнейших «картинных галерей» в мире.



Остров Веры на озере Тургояк
– пока не очень широко известен широким кругам, но имеет серьезный потенциал, так как там найдены мегалиты, возраст которых 4 тысячи лет. Остров Веры - участник международного маршрута АЦК ЮНЕСКО.
С памятниками истории, более близким к нам по времени, ситуация обстоит гораздо сложнее. Хороший потенциал, например, у поселков, носящих названия европейских городов, – Берлин, Варна, Фершампенуаз, Париж, Лейпциг. Своим названиям они обязаны победам русской армии во время заграничных походов против войск Наполеона в 1813-1814 гг. Или у музея Кесенэ (Башни Тамерлана) – памятника XIV века. По легенде здесь похоронена дочь Тамерлана.
Основной эмоциональный посыл – край имеет богатую древнюю историю. Жители области гордятся этим, а гостей это побуждает приехать сюда, чтобы приобщиться к истории.
По-прежнему актуальными остаются традиционные и узнаваемые в мире бренды, связанные с литьем, оружием и гравюрами. Каслинское литье известно не только в России, но и по всему миру. Свидетельством того, что он прочно вошел в жизнь россиян, может случить устное народное творчество. Например, анекдот: Каслинский завод чугунного литья приступил к выпуску детских игрушек. С этой игрушкой вы всегда найдете ребенка там, где его оставили. Обычно гости Челябинской области в качестве сувениров и подарков увозят изделия именно каслинских мастеров.
Малый бизнес Златоуста задействован в производстве гравюр на стали. Широко известен и златоустовский булат, секрет которого знают только на Южном Урале, а рецепт передается от мастера к мастеру.
Эмоциональный посыл – уникальные произведения, которые не изготавливаются нигде в мире.


Таким образом, Южный Урал развивает и будет развивать не только бренд области, как металлургического центра России, инвестиционно привлекательного региона, с благоприятными условиями для организации бизнеса. У Челябинской области богатый потенциал и для создания имиджа края, как места достойного отдыха для людей с различными запросами и сферой интересов.


 

Анна Воробьёва
, главный специалист отдела специальных проектов Центра оперативного анализа и прогнозирования Администрации губернатора Челябинской области


При любом использовании материалов сайта ссылка на regionpr.ru обязательнаСоздание сайтов в Воронеже ART STUDIO