PR-продвижение образования через интернет.


PR-продвижение образования через интернет.
В этой статье мне бы хотелось рассмотреть методы продвижения образовательных проектов с помощью классического PR в Интернете. Рассмотрим именно PR-продвижение направленное на повышение лояльности студентов, а также на имидж проекта среди пользователей интернета.


 y11.jpg
Практически любой образовательный проект имеет свой сайт, но с появлением возможности создания полноценных групп в социальных сетях, все немного изменилось. Самое главное, на что нужно обратить внимание при разработке сайта - сайт должен быть для людей! На главной странице сайта должна быть именно та информация, которую хочет получить ваша целевая аудитория.

А кто целевая аудитория образовательных проектов? Студенты и абитуриенты!


При этом если рассматривать классическое ВУЗовское образование, то студенты бывают дневного, вечернего, заочного отделения, и это по сути 3 разные ЦА. Абитуриенты тоже различаются на школьников и тех, кто хочет получить второе высшее образование. Сайт должен быть таким, чтобы угодить всем. Это сложно, но без этого не будет эффекта. Что важно студентам: расписание занятий, изменения в расписание, информация от и о преподавателях, контактная информация, а также любая информация, которая поможет им с учебой.

А что важно абитуриентам? В первую очередь, какие есть специальности, продолжительность и стоимость образования и самое главное, где и кем работают выпускники после окончания. Кроме этого им интересно, кто им будет преподавать. Если говорить про ВУЗы, то есть еще группа аспирантов, которым полезно было бы узнать информацию о проходящих конференциях, возможности публикации в сборниках и т.п.

Как видите, новостная лента у каждой ЦА должна быть своя. При этом важно, чтобы новости могли экспортироваться по RSS. Помимо этого необходимо, чтобы на сайте была возможность поиска информации, а также была выложена вся информация связанная с образовательным процессом.
Как известно в целевую аудиторию абитуриентов входят и их родители, а в отличии от молодежи это чаще всего консервативные люди, которым важно все - история образовательного проекта, кто руководит образовательным процессом, какую практику будут проходить студенты и т.п.
После того, как сайт создан, необходимо сделать его анализ и оптимизировать тексты на сайте для seo оптимизации и продвижения сайта в поисковых системах.
Для начала нужно определиться с ключевыми словами. И тут мы опять вспоминаем про целевую аудиторию. В первую очередь они будут искать наш сайт. Если студенты могут узнать о нем от преподавателей, то абитуриенты будут искать информацию в Интернете. Кроме этого благодаря правильной оптимизации, можно дополнительно привлечь молодые дарования. Среднее время на продвижение сайта в поисковых системах составляет от 4 до 7 месяцев. При этом влияют не только внутренние (тексты на сайте), но и внешние факторы - упоминаемость и цитируемость сайта.
Сайт оптимизирован, что дальше?

Устанавливаем и настраиваем счетчики статистики. Это важно, чтобы не получилось так, что посещаемость сайта свыше 1000 чел/день, а целевая аудитория всего 10% от общей посещаемости. Сервисы статистики покажут, откуда приходит основной трафик и какие каналы коммуникации в интернете работают эффективнее. Статистика позволяет анализировать внешние и внутренние факторы, влияющие на посещаемость.

Образовательную тематику продвигать через специализированные форумы можно, но самое главное, это определить основное направление продвижения. Например, если на факультете в ВУЗе более 5 специализаций, то лучше всего выбрать одну и под нее создать тематический форум для тех, кто уже работает по этой теме. Необходимо сделать так, чтобы форум стал авторитетным источником информации и консалтинга для всех групп людей, как у студентов, так и у профессионалов. Главное, чтобы на форуме велись обсуждения и он жил.
Дополнительным источником трафика может стать специальный проект с популярным сайтом, близкой к выпускающим специальностям направленностью. Или сайт по тематике рефератов. Можно провести конкурс лучших рефератов с награждением или дать «амнистию» студентам и разрешить написать реферат на свободную тему использую базу сайта. Специальный проект можно придумать любой, самое главное, чтобы он нес в себе позитивный смысл для ЦА.

Хорошо, если о проекте, который мы продвигаем напишут СМИ. Для этого можно воспользоваться релизоприемниками, но для начала нужно придумать информационный повод, т.к. даже специализированные издания (хотя они нас интересуют в последнюю очередь в данном конкретном случае) не захотят публиковать материал. Нужна «бомба», которую опубликуют все издания, нужно ноу-хау, которого ни у кого нет. Все зависит только от фантазии и креативности авторов. Раздел для СМИ на сайте нужен только в том случае, если регулярно давать пищу для размышления журналистами, и если информационные поводы происходят часто (что в нашем образовании редкость). Хотя закрытый раздел, в котором информация сгруппирована по датам, типу и размеру, может быть полезна для СМИ, когда им понадобятся оригиналы фото и видео материалов.
Кстати традиционные почтовые рассылки являются отличным подспорьем для информирования базы подписчиков, самое главное чтобы информации в рассылке носила не просто информационный характер, а полезную информацию для ЦА. При этом, для разных ЦА рассылки могут различаться. Например, аспирантам интересна информация о публикациях и конференциях, а вот студентам, это не нужно, им скорее важно изменение в расписании занятий и замены преподавателей. А что интересно абитуриентам? В первую очередь, возможность получения информации о днях открытых дверей и порядке подачи документов для поступления.
Многие образовательные учреждения закрывают доступ к социальным сетям для своих студентов. Мне кажется это их роковая ошибка, сейчас количество пользователей Facebook превышает 500,000,000 человек во всем мире. Количество пользователей twitter свыше 200,000,000 человек. SMR (Social Media Relations)  - это тот инструмент, который позволяет быстрее всего достучаться до нашей ЦА. Вот мы и дошли до инструментов PR 3.0.
90% студентов проводят половину своего свободного времени в общении через социальные сервисы. Информацию для учебы они тоже ищут там! Так почему бы не использовать это в нашу пользу? Выкладка расписания, вопросы преподавателям, публикация оценок и тем рефератов! Все возможно! Просто этим мало кто пользуется. Студенты объединяются в группы, и делают вместе домашние задания, обсуждают преподавателей и многое другое.
На западе twitter активно используется на лекциях, когда студенты могут задать вопрос преподавателю использую хештег, все вопросы выводятся на большой экран, тем самым не отнимая времени лекции. Студенты пишут, преподаватель читает и отвечает.


y12.jpg


Если рассматривать социальные сети в контексте нашей страны, то Facebook через некоторое время сможет составить конкуренцию Вконтакте, но пока в FB сидят в основном интернет-гуру и просто сочувствующие, но возраст их немного превышает возраста нашей ЦА. Основная часть сидит Вконтакте. Значит, именно с этой социальной сетью и нужно проводит работу. Создать официальную группу образовательного проекта, факультета, кафедры; регулярно обновлять и дополнять информацию; оперативно реагировать на обращения и вопросы пользователей; отвечать по делу и стараться не уходить от ответа; вывешивать именно ту информацию, которая интересна пользователям, а не ту, которая интересна нам (или возможно инвесторам и партнерам). Работа и продвижение образовательных проектов в социальных сетях это серьезное вложение времен и сил проектной группы.
Оптимальным будет решение по интеграции сайта с социальным сетями, чтобы студенты имели возможность комментировать информацию без дополнительной регистрации, использую возможность API соц.сервисов. Кроме этого кнопки «like» не только у сайта, но и у каждой статьи и материала. Возможность быстрой публикации к себе на стену или в  микроблог.
Образовательная тематика в социальных сервисах представлена в основном бизнес-школами и платными курсами, тогда как государственные ВУЗЫ не сильно стремятся в социальные сети, и это не лучшим образом сказывается на их паблисити среди студентов и абитуриентов.
Многие PR специалисты забывают еще об одном замечательном инструменте - геолокационныз сервисах. Например, если студент становится мэром учебного заведения (а это означает постоянное присутствие в ВУЗе, если не жульничать), он может рассчитывать на поблажки во время сессии или ему могут добавить дополнительные баллы на некоторых экзаменах.
Все это работает, только в том случае, если сам ВУЗ, кафедра и т.п. хотят этого. Инновации, о которых постоянно пишут в прессе, рядом с нами, но мало кто их использует в своих целях! Лишь единицы знают об эффективных методах PR в Интернете, а используют их еще меньше.
В заключение хочу сказать, что если у PR-продвижения через интернет будет проработанная стратегия, то вероятность эффективного продвижения возрастает в несколько раз, тогда, как спонтанные действия в социальных сетях могут привести только к отрицательному эффекту.  




Об авторе:

Яблонских Андрей Викторович
Директор по развитию РБК СОФТ. Директор по развитию образовательного проекта Развитие Интерактивных Коммуникаций и центра дополнительного образования филологического факультета РУДН. Автор курса "PR и реклама в Интернете" в РУДН
Интернет-технологиями (разработкой сайтов, мультимедиа-презентаций, PR продвижением и т.п.) занимается с 2002 года.  На сегодняшний день специализируется на консалтинге  в области продвижения брендов в Интернете с использованием синергии традиционных методов и социальных сетей. Выступает интернет-экспертом на конференциях и форумах. Лауреат премии "Блог Рунета 2010" в номинации "Лучший бизнес блог". Консультант по вопросам Social Media Relations и PR в Интернете ряда компаний Образование высшее - РУДН специальность "Специалист по связям с общественностью"
Незаконченное высшее МАИ специальности "Радиоэлектроника ЛА" и "Информационный менеджмент"
В данный момент заканчивает аспирантуру филологического факультета РУДН.
 



При любом использовании материалов сайта ссылка на regionpr.ru обязательнаСоздание сайтов в Воронеже ART STUDIO