Медиа - операции вооруженных сил Великобритании


Параллельно с организацией широкого информирования национальной и международной общественности средствами массовой информации о деятельности коалиционных сил в Ираке использовались и специфические способы информационной поддержки войск.
Помощник директора по медиа-операциям МО Великобритании полковник Пол Брук (Paul Brook) отметил очевидную напряженность между целями двух взаимодополняющих направлений деятельности – информационного обеспечения боевых операций и точного и достоверного информирования общественности средствами массовой информации. «Мы ценим как отношения со средствами массовой информации, так и отношения средств массовой информации с широкой общественностью»,- заявил полковник Брук. Проблема информационных операций заключается в том, что большинство непосвященных людей искренне считают, что «большей частью они ориентированы на ложь и обман».

На самом же деле, по убеждению вице-маршала авиации Майка Хита (Mike Heath) – Генерального директора Департамента оперативной политики и информационных операций (DTIO), «подлинное искусство информационных операций основывается на истине». Позднее он добавил: «Мы должны быть правдивыми во все времена». Конкретной целью информационной кампании, по утверждению военных чиновников, было стремление повлиять на волю иракского режима и отношение рядовых иракцев, а также сформулировать стратегию правительства и других союзников в регионе. Поэтому основные усилия были направлены на предотвращение или ограничение потерь среди гражданского населения путем создания взаимопонимания с различными слоями общества.

Полевой устав Армии США FM-106 «Информационные операции» понимает под термином Infops «действия, предпринятые против информации и информационных систем противника при одновременной защите собственной информации и информационных систем». Действующая с февраля 2006 г. новая редакция доктрины «Информационные операции» (JP 3-13) больше не использует термин «информационная война». Вместо него рекомендуется использование нейтральных терминов «информационные операции» и «информационная среда». Согласно новой доктрине информационные операции представляют собой комплекс мероприятий вооруженных сил по воздействию на людские и материальные ресурсы противника с целью затруднить или сделать невозможным принятие им верных решений с одновременной защитой своих информационных систем. В соответствии с доктринойJP 3-13 важной составной частью информационных операций являются психологические операции (PsyOps).
В разделе, посвященном взаимодействию стран-партнеров в области проведения информационных операций, указывается на необходимость включения стран коалиции в процесс планирования совместных информационных операций на раннем этапе. Доктрина предусматривает урегулирование потенциальных конфликтов в информационной сфере между членами коалиции командованием многонациональных сил. Ведущим органом управления информационно-психологическими операциями служит политический отдел генерального секретариата НАТО в Брюсселе, возглавляемый секретарем, который входит в комитет военного планирования НАТО.

Военно-политическое руководство Великобритании считает информационные операции одним из важнейших факторов, способствующих укреплению позиций страны на международной арене, формированию позитивного имиджа национальных вооруженных сил, повышению их социального статуса в жизни общества. В Великобритании информационно-психологические средства сопровождения боевых действий рассматриваются в качестве приоритетных для достижения военных целей. Их разработка и практическое применение требует, как правило, привлечения значительных материально-технических ресурсов, приглашения известных ученых, видных политиков, деятелей культуры и искусства, высококлассных военных специалистов. Основными средствами информационно-психологического воздействия считаются:
- печатные средства (листовки, плакаты, газеты, информационные
бюллетени и др.). Сюда же относится оборудование и полиграфическая база для производства и распространения печатных средств;
- стационарные и подвижные (автомобильные, самолетные,
корабельные) радио- и телецентры;
- кино-, видеофильмы, аудиоматериалы;

- звуковещание с помощью звуковещательных станций (ЗС) и других средств усиления голоса.
PR-специалисты, объединившие свои усилия с военными психологами, образовали еще в 1998 г. на базе Центра безопасности и военной разведки Chicksands, (одной из наиболее ярких военных баз на территории Великобритании с монастырским зданием XII столетия Gilbertine Priory), так называемую 15-ю группу психологических операций Великобритании (15 (UK) PsyOps), которая и сегодня решает задачи информационно-психологического обеспечения военных усилий английских ВС в различных регионах мира в составе миротворческих контингентов. Вся деятельность 15 (UK) PsyOps, являющейся отдельной войсковой частью непосредственного подчинения командованию сухопутных войск, направлена на обеспечение информационно-психологического воздействия на войска и население противника для достижения политических и военных целей государства.

Поставленные цели достигаются широко разветвленной сетью мероприятий пропагандистского характера, основанных на изготовлении сотрудниками 15 (UK) PsyOps высококачественной печатной продукции, фото-, видео-, аудиоматериалов. Отдельным направлением деятельности группы является организация и проведение радиовещания. В задачу группы также входит проведение информационно-аналитической работы для британских спецслужб. В составе 15 (UK) PsyOps насчитывается 37 кадровых военнослужащих. Также в состав группы входят 28 резервистов, в своем большинстве являющихся опытными сотрудниками ведущих СМИ Великобритании. В соответствии с законом, резервисты привлекаются к исполнению служебных обязанностей на срок не менее чем на 19 дней в году. Они могут проходить дополнительную подготовку и при определенных обстоятельствах даже участвовать в военных операциях.
Группа поддерживается органами тылового и технического обеспечения. К ее услугам современные мобильные средства связи и радиовещания, компьютерное оборудование для обработки видеоматериалов и высококачественной печати, настольные издательские системы. Группа использует оборудование, купленное на коммерческой основе. Великолепная материально-техническая оснащенность группы требует от ее личного состава добротной профессиональной подготовки, широкого спектра знаний, умений и навыков. Поэтому среди военнослужащих группы имеются специалисты по связям с общественностью и рекламе, дизайнеры, видеоинженеры, радиожурналисты и т.д.

Секция видеозаписи и видеомонтажа – одно из трех основных подразделений 15 (UK) PsyOps, располагает ноутбуками с системами нелинейного монтажа американской компании Avid. Секция радиовещания работает на стандартном профессиональном радиопередатчике FM диапазона. Компактное оборудование для радиовещания так же представлено в двух вариантах - в виде двух мобильных студий оно может быть размещено в авиатранспортабельных контейнерах, оснащенных кондиционерами и перевозимых на 4-тонных прицепах: либо три передатчика размещаются в специальном кузове-фургоне вездехода «Пинцгауэр».

Секция эскизного проектирования и печати 15 (UK) PsyOps оснащена высокотехнологичным современным оборудованием, позволяющим быстро осуществлять его перенастройку на выпуск различных видов цветной печатной продукции самого высокого качества. Для этого также используются цветные лазерные принтеры и плоттеры большого формата. В распоряжении группы находятся компьютеры, с установленным на них профессиональным программным обеспечением Adobe Indesign, Photoshop, Illustrator, Macromedia Dreamweaver. Все оборудование без труда размещается в кунге вездехода «Пинцгауэр». Сам вездеход транспортируется или самолетом C-130 на дальние расстояния, или в качестве подвесного груза вертолетом на короткие.
Оборудование секции может быть также размещено в специальных контейнерах. В обоих случаях инструкцией предусматривается наличие автономной дизельной энергоустановки и системы кондиционирования воздуха. Для распространения листовок в Ираке коалиционные силы использовали 105 и 155 мм артиллерийские снаряды, 81-мм мины, агитационный реактивный снаряд, пластиковые авиабомбы М129 Е1, авиаконтейнеры (до 50 кг листовок); воздушные баллоны DG-100, вмещающие 1300 листовок и доставляющие их на расстояние до 2400 км, воздушные шары. На территории Афганистана и Ирака в короткий срок коалиционными силами было распространено более 150 млн. листовок. Более 40 млн. листовок были сброшены на Ирак в преддверии нападения, и еще 40 млн. - во время главной фазы боевых действий.

Наибольшее количество листовок было распространено на юге страны. «Листовки являются частью продолжающихся усилий по защите иракских жизней и сдерживания агрессии Ирака путем предоставления соответствующей фактической информации для иракских гражданских лиц и военнослужащих», - отмечалось в пресс-релизе коалиционных сил № 03-03-24. Здесь же сообщалось об очередном распространении листовок на военных и гражданских объектах в почти 20 городах по всему Ираку. «Некоторые из них подчеркивали, что коалиционные силы не хотели причинить вред невинным иракцам». В релизе № 03-01-25 сообщалось об использовании четырех специальных бомб для распространения листовок, написанных на арабском языке. Бомбы, содержавшие по 60000 листовок, взорвалась над целевыми районами. В релизе № 03-01-16 сообщалось о 360000 листовок, сброшенных над шестью регионами страны - Ar Rumaythah, Qawam Аl Hamazah, Shahtra, Ar Riffa, Qal' at Sukkar иAl Majar, расположенных примерно в 130 - 225 милях к юго-востоку от Багдада, и информировавших население о мерах по обеспечению его безопасности.
Об этом же сообщал и майор Гарри Тейлор (Garry Taylor) из Королевской морской пехоты, характеризуя деятельность сотрудников 15 (UK) PsyOps. Тактические методы убеждения военнослужащих иракской армии в целесообразности прекращения всяческого сопротивления силам коалиции, по словам Тейлора, заключались в том, что листовки «первой волны» заявляли о неизбежности поражения иракских войск и сообщали порядок сдачи в плен. «Вторая волна» листовок уже содержала фотографии иракских офицеров, принявших предложение о капитуляции. И, наконец, «третья волна» была призвана продемонстрировать фотографии тех людей, которые его не приняли. «Главное, что мы пытались спасти жизнь этого народа», - заключил Тейлор.

С момента своего возникновения 15 (UK) PsyOps участвовала во всех миротворческих военно-политических акциях государства. Сотрудники группы заявили о себе уже в ходе операций сил НАТО в Боснии и Герцеговине, в операции НАТО в Македонии, в Косово распространением листовок, плакатов, выпусками радиопрограмм на местных языках, публикацией статей в органах печати, в сети Интернет. Специалисты 15-й группы активно сотрудничали с известными журналистами гражданских СМИ и информационными корпорациями. В Афганистане сотрудники группы действовали в направлении создания благоприятных условий для формирования новых административных структур. Серьезным достижением группы в Ираке явилась организация полноценного вещания радиостанции «Nahrain» («Две реки»), осуществляющей трансляции своих радиопередач в FM-диапазоне. Аудитория радиостанции, разместившейся в пригороде Басры, по некоторым оценкам, составляет около 1,5 млн. человек. Популярности радиостанции среди местного населения способствует профессиональная деятельность сотрудников группы, работающих в тесном контакте с офицерами по связям с общественностью ВС Великобритании батальонного и полкового уровня.
Социально-культурная направленность в деятельности сотрудников 15 (UK) PsyOps и их коллег из аналогичных служб ВС стран коалиции в период интенсивных боевых действий проявлялась в стремлении сохранить как можно больше жизней простых иракцев, предотвратить разрушение инфраструктуры, а также зданий и сооружений, представляющих материальную, духовную и культурно-историческую ценность. После окончания широкомасштабных боевых действий сотрудники 15 (UK) PsyOps сосредоточили свои усилия на налаживании контактов с местным населением с целью завоевания его доверия и обеспечения его поддержки происходивших в стране социальных преобразований. Все средства информационного обеспечения войск использовались для предотвращения гуманитарной катастрофы, об угрозе которой говорили многие политические, общественные и религиозные деятели. Радио «Nahrain», листовки, плакаты, звуковещательные установки информировали население о месте и порядке раздачи медикаментов, продуктов питания, предметов первой необходимости и т.д. В ходе операции в Ираке военнослужащими 15 (UK) PsyOps было распространено более 45 тыс. рекламных проспектов о деятельности коалиционных сил. Содержание рекламных проспектов многократно дублировалось по местному телевидению.

Значительный потенциал и опыт проведения информационных операций не только обеспечили устойчивую поддержку ВС Великобритании со стороны национальной и мировой общественности, но и вывели 15 (UK) PsyOps по эффективности деятельности на одно из ведущих мест среди аналогичных структур крупнейших мировых держав. Хотя здесь, по мнению военных экспертов, серьезной проблемой представляется именно измерение эффективности информационных операций. Ведь влияние на целевую аудиторию не является точной наукой. Поэтому трудно оценивать эффективность информационной кампании. Но в значительной степени реакция покоя большей части иракского населения и исчезновение или сдача большей части иракских вооруженных сил может свидетельствовать о ее положительном эффекте.
С точки зрения высокопоставленных сотрудников DTIO имеются конкретные показатели эффективности информационных операций. В первую очередь, это значительное количество опрошенных военнопленных, которых именно листовки убедили прекратить ненужное сопротивление. Именно листовки убедили людей не открывать клапаны на нефтяных месторождениях, что позволило избежать затяжных пожаров и уничтожения ценного оборудования. Именно листовки доносили до жителей Багдада и других городов простую истину, что мишенью коалиционных ВС является не иракский народ, а правящий режим. Об эффективности целевого информационного воздействия на население свидетельствует отсутствие каких-либо широкомасштабных разрушений инфраструктуры иракской нефтяной промышленности.
Глава информационных операций ВС Великобритании вице-маршал авиации Майк Хит, высоко оценивая деятельность группы, сообщил об удвоении ее бюджетного финансирования. «Если бы у меня была открытая чековая книжка, - добавил вице-маршал, - я купил бы им телевизионную станцию и самолет EC-130J» /самолеты Геркулес ЕС – 130Е, оснащенные телерадиовещательным комплексом «Командо Соло-2» использовались командованием ВС США в ходе антитеррористической операции в Афганистане. По Commando транслировались все выступления министра обороны США на пресс-конференциях. Наряду с основными возможностями эти самолеты способны подавлять существующие радио- и телевизионные сигналы и заменять их своими собственными. Принятие на вооружение британскими ВС самолетов с аналогичными возможностями не планируется. – Прим. авт./

В пункте 106 Объединенной доктрины (SPR 3-80) информационные операции называются «основным средством, в котором лучшим образом проявляется воля и способность навязать ее противнику». Британские парламентарии выразили убежденность в том, что информационные операции являются деятельностью, которая будет иметь все большее значение в грядущих событиях и «рекомендовали правительству рассмотреть возможность значительного расширения участия в этой области».

В.И. Газетов, профессор Академии военных наук и Военного университета МО РФ;

  Б.В. Липатов, вице-президент IABC/Russia



При любом использовании материалов сайта ссылка на regionpr.ru обязательнаСоздание сайтов в Воронеже ART STUDIO