О РАСО, о PR-отрасли, и не только…


Со Станиславом Наумовым, статс-секретарем – заместителем Министра промышленности и торговли Российской Федерации, вице-президентом РАСО, членом Исполнительного совета РАСО, членом Жюри Национальной премии «Серебряный Лучник» посредством фейсбука беседовал Геннадий Шаталов, председатель Правления РФСМП «Молодежь Воронежа 21 века», вице-президент IABC/Russia, член РАСО  

 - Что Вам удалось сделать на посту вице-президента РАСО, а каким планам было не суждено реализоваться?
- Я участвовал в предыдущих выборах, осознанно стартовал позже всех как спринтер, не хватило нескольких голосов людей, которые меня знали, и готовы были бы поддержать, но уже были связаны обязательствами с кем-то из двух уже заявившихся претендентов. Своих сторонников я попросил во втором туре голосовать так, чтобы сумма голосов за победителя обеспечивала ему хорошую базу для старта. По традиции соперничавшие на выборах члены РАСО получают возможность работать на позиции вице-президента.

В последнее время иной раз укорял сам себя за то, что не могу уже уделять время традиционным мероприятиям РАСО, в которых раньше с удовольствием активно участвовал. Свой блог я пытаюсь сделать одной из новых площадок для обсуждения технологий публичных коммуникаций более широким кругом профессионалов, но честно скажу, что явка могла бы быть и повыше. Явно надо дополнительно продумать мотивацию для участия начинающих специалистов в моей авторской школе коммуникативных технологий. Хотя сама школа оказалась хорошим местом для проектировки сценариев различных метасюжетов этих двух лет – от дискуссий про Закон о торговле до индустрии детских товаров.

Из крупных задач удалось выполнить предвыборное обещание про госзаказ и помочь на самых первых порах коллегам из Минздравсоцразвития отработать новую систему оценки заявок на участие в коммуникативных проектах.
Не удалось своевременно «раскрутить» представительства РАСО в регионах на совместную работу с администрациями субъектов федерации и городов в глобальный коммуникативный проект EXPO-2010 под девизом «лучше город, лучше жизнь». В то же время сам проект мы успешно осуществили,  получив серебряную медаль в номинации «лучшее раскрытие темы» на чемпионате мира по технологиям.

- Вопрос как к члену Исполнительного совета РАСО. В преддверии Общего собрания РАСО широко обсуждается письмо Первого Президента
Александра Борисова к членам Исполнительного и Высшего экспертного советов РАСО, всем членам Ассоциации. В чем Вы согласны с вышеуказанным автором, а с чем готовы поспорить?
- Я прочитал письмо Александра Юрьевича. К сожалению, для нас всех, основатель нашей организации прав. Прав в том диагнозе, который дан происходящему в РАСО. В последние несколько лет  многим из нас стало неинтересно отдавать часть себя общественной деятельности. Существующая работа недостаточна для того, чтобы  соответствовать интересам, как нынешнего состава РАСО, так и будущих членов этого партнерства.

В письме Борисова важна вторая часть - прогноз на будущее. Я полностью согласен тем, что нам надо срочно выходить из этого нестабильного состояния полураспада. Мало суметь сохранить то, что имеем. Надо думать, куда двигаться дальше.

- Мало, что сделано для укрепления позиции Ассоциации на федеральном уровне. Не заметно контактов и взаимодействия с ТПП, РСПП, АМР. А разве не они так важны для общероссийской структуры?

- Чтобы решать вопросы с людьми, представляющими органы государственной власти, РСПП или ТПП надо иметь что-то вроде стержня, когда, глядя тебе в глаза можно собеседник почувствует что с тобой есть о чем договориться, как с равным. У меня это самоощущение только сейчас складывается. В принципе возможности регионального Президента федеральным структурам небезынтересны, но увы, эти два года для регионов во многом потеряны. У следующего Президента уже такого внутреннего задора работать именно от лица регионов не будет.

- Что же нужно сделать, чтобы вернуть интерес отечественных специалистов к Ассоциации?
- Надо быть реалистами. Вернуть интерес той группы профессионалов, что составляла ядро РАСО первые 15 лет, достаточно сложно. Я был против ухода Владимира Мединского, но его готовность передать бразды правления по итогам всего одного срока сама по себе симптоматична. Любой Президент от столичных агентств в принципе мог как-то законсервировать ситуацию, но тогда мы бы рисковали остаться непонятыми представителями той группы профессионалов, что работает на региональных рынках. По крайней мере, я тогда так думал.

А вот в отношении интереса, который не возник у более, чем трех-четырех представителей в регионах к тому, что должно было стать массовым развитием РАСО в регионах... Это превратилось в торжественный прием всех уговорившихся. Я иногда не понимал, почему мы автоматически должны  быть так рады всем, не разобравшись до конца, есть ли ещё какие-то серьезные претенденты на представительство в РАСО от того или иного региона. Мы переоценили силу позитивного регионального тренда и недооценили опасность занижения планки для входа в наш круг.

- Все обсуждают проект Устава. Какую форму вы видите для РАСО – Некоммерческое партнерство, Общественная организация иди Саморегулируемая организация (СРО)?
- Очень обидно было узнать, что мы не общественная организация общероссийского масштаба. Честно говоря, когда я говорил в прошлый раз на собрании о том, что глава РАСО должен быть членом Общественной Палаты, то исходил именно из такого обоснования, что мы тот же самый ДОСААФ. В ситуации, когда до создания разветвленной сети в 50 субъектах нам еще далеко, я однозначно за СРО. И оно в среднесрочной перспективе обязательно будет создано. Мы оказываем услуги - и вряд ли здесь у отрасли будет сильный регулятор на уровне государственных органов, а с точки зрения некоего самоконтроля, именно наличие стандартов саморегулирования позволяет держать рынок в цивилизованном состоянии. Но пока я согласен с доводами в пользу Некоммерческого партнерства. Заодно, и от излишне пафосных наименований должностей откажемся.

- Так Вы готовы официально заявить, что намерены выдвинуть свою кандидатуру в Президенты РАСО?
- Официально я должен написать заявление о намерении возглавить организацию ни раньше, и ни позже, чем это связано с подготовкой и проведением собрания. Искренний ответ нужен в любом случае уже сейчас, поэтому ответ прост: готов. Но не любой ценой. Если бы выборы были объявлены в мае 2010, я не стал бы выдвигаться, внутренне расценивая это не столько как попытку добиться чего-то заветного,  сколько организовать реванш. Но теперь после того, как удалось добиться проведения годового собрания и на фоне отказа от участия в борьбе двух авторитетных членов РАСО я решил, что надо выдвигаться.

- Что будет в основе Вашей программы?
- Я понимаю, что оставаться многим из нас в существующей форме объединения нет смысла. Мы просто вводим других участников в заблуждение или еще хуже, вызываем раздражение. С другой стороны, по мере развития любой отрасли  в ней появляются новые формы объединений, и ряд из них сегодня находятся на подъеме, или по крайней мере не отягощены избыточными разочарованиями. У самой РАСО уже есть конкуренты. Поэтому выдвигаясь, надо говорить о движении РАСО в сторону такого равноправного типа членства, и, стало быть, партнерства, которое бы не позволяло играть на разнице в объеме выручки.

Программа создания такого отраслевого представительства в системе общественных отношений, чтобы было ясно, что мы действительно самые авторитетные и нам действительно уже 20 лет
Я готов в течение 2 лет создать из РАСО профессиональную организацию, основанную на принципах саморегулирования. Теперь надо определиться, кто для нас является своего рода регулятором, что мы хотим? Чтобы нам было делегировано то или иное полномочие  - для начала одного хватит. Это понимание определит, кто придет в организацию, кто выйдет, а кто согласится присутствовать просто из дани уважения к сообществу (и самоуважения).

- Так какой должна стать РАСО?
- Любая общественная организация это, прежде всего, внятный сервис. Как минимум на уровне справки, а, как максимум, ценного совета в реально клубного формата. Сервис не должен быть дорогим, он должен быть общедоступным, а потому понятным, и не преувеличивающим ожидания. Кто хочет большего, пусть больше вкладывает. Понимаю, что это нужно как минимум половине членов РАСО. Миссия РАСО 2012 - завершить процесс формирования отрасли как места производства высокотехнологичных гуманитарных когнитивных услуг в информационном обществе.

- А как быть с региональными представительствами и отделениями?
- Их должно быть не менее 50, и тогда мы бы зарегистрировались как общественное объединение, и тогда голоса региональных делегатов стали бы голосами всей ассоциации, включая московскую организацию РАСО. Надо ли было стимулировать образование региональных организаций путем повышенного по голосам представительства? Да. И мы стимулировали. Привело ли это к появлению 50 отделений? Нет. Имеет это все отношение к какому-то изменению в обороте услуг на региональных рынках? Нет. Так за что боремся? За 13 дополнительных бюллетеней перед собранием? И этим будем решать судьбу РАСО?

- Так должны будут остаться региональные представительства или нет?
- Геннадий! Конечно, должны, Но у них должно быть гораздо больше автономии в своей деятельности. У них должен был понятен статус в жизни субъекта федерации - аналогичный тому, который есть у региональных ТПП или отделений РСПП. Аналогичный в отношениях с властью, с социальными группами (как для коммерсантов таковой является отделение ТПП). Может быть, при этом у связанных с национальными агентствами (их дочерними отделениями) не должно быть особых прав (чтобы не превращать региональные отделения в филиалы вертикально интегрированных медиахолдингов). И, тем самым, именно здесь - на региональном уровне давать расти новым молодым и амбициозным - таким как я в 90-е (почти что шутка).

- Но, они должны подчиняться центру? Могут ли они рассчитывать на поддержку Ассоциации, и на какую?
- Подчиняться центру регионалам сегодня в РАСО не в чем! И центру это не зачем. Потому что центра нет. Ровно поэтому никто никакую поддержку, как некий центральный орган никому вне себя и не окажет. Он и себе-то ее не окажет, если превратится в место для двухгодичных циклов самоудовлетворения никого не интересующих амбиций.

- Полагаю, что еще одним приоритетным направлением деятельности РАСО должна стать работа над имиджем профессии, отрасли, Ассоциации. Согласны?
- Мы не смогли создать устойчивый, непротиворечивый образ достойного, общественно признанного вида деятельности. Что довольно-таки странно - по идее этого быть не должно, не на уровне одного профессионала, не на уровне агентства. Где-то, когда-то, что-то надломлено оказалось. К рекламным агентствам на рынке относятся лучше, чем к нам. Самое страшное для нас - это неизвестность, некая невключенность в ситуацию, когда речь идет о роли профессии в развитии общественных отношений. В перспективе мы должны стать драйверами нового технологического уклада (основанного на конвергентных технологиях), создавая дизайн новых потребностей человека мобильного (как тип человека в период глобализации за счет развития информационных систем).

- Думаю, что задача РАСО представить общественности новый взгляд на отрасль, на профессию. Но, для решения этой задачи необходима консолидация всех членов Ассоциации, но этого пока нет. Что Вы планируете предпринять для консолидации сообщества?
- Как консолидировать на базе программ Ассоциации тех, кто вне ее - вот в чем задача. Потому что те, кто все-таки еще внутри, уже чем-то объединены. Вообще-то, возвращаясь к одному из Ваших прошлых вопросов: сегодня Ассоциация напоминает позапрошлую модель Мерседеса. Каждый новый Президент, должен был бы не столько сохранить всё как есть  - под свою бизнес-модель рынка или персонального позиционирования - сколько аккуратно искать новые рынки, моделируя это через работу в ассоциации.



При любом использовании материалов сайта ссылка на regionpr.ru обязательнаСоздание сайтов в Воронеже ART STUDIO