Стратегия формирования позитивного имиджа города Пскова.


Для большинства западных стран практика имиджбилдинга региона вполне привычна и рассматривается как необходимость. В России это направление только развивается, однако важность непрерывных, комплексных, целенаправленных усилий по формирования благоприятного имиджа территорий становится все более очевидной. Место отдельного региона в экономике страны сегодня претерпело изменения: он становится самостоятельным субъектом, который может вступать в конкурентные отношения на мировом и межрегиональном уровнях.

Для успешного существования в условиях конкурентной борьбы и формирования узнаваемости, собственный уникальный имидж необходим сегодня и Пскову. Псков является одним из древнейших городов России – в  2003 году он отпраздновал 1100-летие. На территории Пскова и Псковской области находятся сотни памятников древнерусского зодчества. Представители внешних целевых аудиторий чаще всего связывают с городом следующие образы: русское средневековье, древнерусская архитектура, крепости, церкви, иконы, фрески, и такие исторические события, как набеги тевтонских рыцарей и Ледовое побоище. Город также ассоциируется с православной культурой. Исходя из этого, можно предложить концепцию «Псков – город Русской старины» или «Псков – город древних славных традиций и побед».

 Казалось бы, имидж и достопримечательности древнего города можно эксплуатировать до бесконечности. На деле все не так просто. Псков вынужден конкурировать с другими средневековыми городами Северо-Запада за туристов (в основном из Санкт-Петербурга)  и инвестиции. По многим характеристикам Псков очень похож на Великий Новгород – примерно одинаковый возраст, территория, численность населения, общая история. При этом Новгород (что вполне логично) активно использует имидж древнего культурного центра шедшего по демократическому пути, «заманивает» туристов Ганзейскими Днями и другими подобными мероприятиями.

 Имидж Пскова также во многом формируется средствами ивент-менеджмента. Администрация города старается не отставать от «соседей» и тоже проводит один за другим всевозможные специальные события. В городе масштабно празднуется «Всероссийская Масленица», День Русской Письменности, имела место даже не слишком успешная попытка проведения карнавала. С одной стороны подобные мероприятия хороши тем, что привлекают определенное число туристов и создают положительный информационный фон. С другой – отсутствие какой-то оригинальности и единой концепции далеко не всегда позволяет им «дотягивать» до публикаций в федеральных СМИ. К тому же, местные жители не всегда однозначно относятся к изобилию явно затратных торжеств на фоне нерешенных социальных проблем.

Ивент-менеджмент – безусловно, удачный проверенный инструмент имиджбилдинга, однако ограничиваться только этим средством нецелесообразно и недальновидно. Необходимы и различные долгосрочные
PR-программы, которые будут способствовать не только формированию позитивного имиджа региона, но и решению социально значимых задач.

 
1. Программа «Возрождение традиций меценатства»
Всего в Пскове насчитывается 6394 организаций различных форм собственности и сфер деятельности. Среди них - филиалы различных банков, и такие крупные предприятия как ООО «Юнайтед Бейкерс – Псков» (хлопья и печенье под маркой «Любятово»), ООО «Псков-Полимер» (производство резиновой обуви), несколько заводов производящих электрооборудование, достаточно успешно функционирующая швейная фабрика «Славянка» и «Великолукский Мясокомбинат» в Псковской области. Тем не менее, спонсорство в регионе развито слабо. Социальная ответственность бизнеса является перспективным направлением социальной политики. Более активное участие предприятий и торговых сетей, функционирующих на территории города и области, в решении актуальных для Пскова задач будет с одной стороны способствовать формированию лояльности у местного населения к бизнес-структурам региона. Участие в благотворительности, показывает, что фирма или банк заботятся о городе, о его жителях. Это снижает агрессию по отношению к компании и к частному бизнесу вообще. С другой стороны, развитие благотворительности позволит привлечь средства на решение различных городских проблем.

Предприятия могут выделять средства на поддержание объектов культурно-исторического наследия региона и муниципальных учреждений культуры (как адресно, так и через специализированный фонд), заниматься благоустройством территорий, привлекать сотрудников к участию в различных акциях. Бизнес может оказывать не только финансовую помощь, но и, например, закупить необходимое для организации оборудование, мебель, оргтехнику стройматериалы. Каждую акцию по оказанию спонсорской помощи можно превратить в яркое PR-мероприятие. Задача администрации в этом случае – обеспечивать информационную поддержку и способствовать появлению большого количества публикаций в СМИ а также разработать систему поощрения предприятий, активно занимающихся спонсорингом. В частности,  возможна организация ежегодного вручения премии «Псковский Меценат» которая будет широко освещаться городскими СМИ.


2. Программа «Интеграция в культурное пространство Северо-запада».
Одна из особенностей культурно-исторического наследия региона заключается в том, что оно представляют интерес, как для массовой аудитории, так и для различных специалистов. Ученые, преподаватели и студенты различных ВУЗов Северо-запада заинтересованы в изучении культуры Пскова, его зодчества, декоративно-прикладного искусства, истории. Целью создания «Псковской Ассоциации Культуры и Искусства» является объединение всех творческих ресурсов региона, создание общего коммуникативного пространства, привлечение талантливых людей. Город должен участвовать в различных программах межрегионального и международного обмена, выставках, творческих проектах, фестивалях.
Таким образом, Псков должен интегрироваться в культурное пространство Северо-запада. Главная задача – создать условия развития искусства, сохранения, возрождения и популяризации традиционных народных промыслов, которые в дальнейшем смогут позиционироваться как визитная карточка региона.

 В рамках программы возможна реализация самых разных проектов, осуществление культурного обмена не только на Российском, но и на международном уровне. Ивент-менеджмент также является перспективным направлением развития, так как позволяет создать информационный повод. Конкурентоспособность  региона определяется во многом количеством и качеством распространяющейся о нем информации. Исходя из этого, можно предложить проведение нескольких специальных событий, основанных исключительно на местной специфике и претендующих, если не на уникальность, то хотя бы на некоторую оригинальность.

1. Фестиваль православной культуры «Псковский Благовест».

На территории Пскова находится огромное количество действующих церквей и православных святынь. В целях позиционирования региона как духовного центра и развития паломнического туризма целесообразно проведение фестиваля православной культуры «Псковский Благовест». В рамках фестиваля возможна организация выступлений различных церковных хоров, исполнение духовной музыки, колокольных звонов, русской песни и т.д. Датой проведения фестиваля может быть день Равноапостольной Княгини Ольги (24 июля). Необходимо организовать информационную поддержку и рекламу. Данное мероприятие будет важным информационным поводом для специализированных СМИ, большинство из которых имеют федеральную зону охвата. Таким образом, будет обеспечен выход на внешнюю целевую аудиторию. Проведение фестиваля позволит увеличить поток туристов, привлечет внимание общественности к памятникам древнерусской православной архитектуры, а также будет способствовать появлению большого количества позитивных публикаций о Пскове в федеральных СМИ.  

 2. Фестиваль детской и юношеской литературы им. Вениамина Каверина.
В России проводится мало мероприятий, направленных на поддержку детской литературы, а значит, данный фестиваль сможет претендовать на уникальность. Возможно вручение премий по нескольким номинациям, приглашение известных деятелей литературы, представителей крупных книготорговых сетей и издательств Северо-западного региона, проведение встреч с читателями в библиотеках и книжных магазинах города. Также может проводиться работа со школами города и ДШИ, а именно конкурсы сочинений, рисунков на тему произведений Каверина, музыкальных произведений Мусоргского, памятников культуры Пскова, событий истории региона и т.д. Проведение фестиваля позволит повысить культурный уровень местного населения, вызвать интерес к чтению у детей и молодых людей. Участие в нем известных людей послужит хорошим информационным поводом для СМИ. Участие библиотек и ДШИ позволит увеличить посещаемость библиотек, привлечь внимание к их проблемам и получить спонсорскую поддержку. У администрации появится возможность прямого диалога с представителями книжного бизнеса с целью их привлечения в город. Мероприятие в целом благоприятно скажется на имидже региона.

3. Премия им. Софьи Ковалевской за достижения в области точных наук.
В настоящее время одним из приоритетных направлений федеральной политики является поддержка науки. Вручение в Пскове премии в области точных наук позволит создать информационный повод для публикаций о Пскове в федеральных СМИ.

В заключение, хотелось бы сказать, что данная программа является далеко не полной и решает не все перспективные задачи регионального позиционирования. Необходима долгосрочная работа по формированию собственного имиджа города, поиск уникальных особенностей и наиболее эффективных инструментов продвижения.

 
Елена Тимофеева, РГПУ им. Герцена



При любом использовании материалов сайта ссылка на regionpr.ru обязательнаСоздание сайтов в Воронеже ART STUDIO