«Повышение имиджа региона – задача власти, бизнеса, гражданского общества»


   В настоящее время имиджевая привлекательность региона в значительной степени зависит от того, насколько эффективно используется его социально-экономический, политический и культурный потенциал. Между государствами, регионами, городами и предприятиями идет постоянная конкуренция за инвестиционные ресурсы. И успех стратегии развития во многом зависит от имиджевой политики органов власти, выстраивающей эффективную обратную связь с общественностью.
   Современная имиджевая политика базируется на использовании современных PR- и коммуникационных технологий, что позволяет региону занять собственную нишу в условиях растущей конкуренции за привлечение инвестиционных ресурсов, а также талантливых людей, креативных профессионалов и менеджеров, – главного ресурса отраслей постиндустриальной эпохи.
   В работе по формированию позитивного имиджа регионов страны, по нашему мнению, должны активно участвовать: администрации субъектов РФ; муниципалитеты; органы, регулирующие инвестиционную деятельность территорий; органы, ответственные за связи с общественностью, за экономическое развитие, туризм, внешнеэкономическую деятельность и международное сотрудничество; представители научного сообщества, средства массовой информации, общественные организации и др.
   Можно выделить следующие задачи, связанные с повышением роли брендов (мы их называем более деликатно – символы) в продвижении региона в коммуникационном пространстве:
- улучшение/сохранение конкурентоспособности расположенных в регионе предприятий промышленности и сферы услуг;
- повышение степени идентификации граждан со своей территорией проживания;
- привлечение в регион новых предприятий, связанных с индустрией в сфере культуры;
- создание уровня известности выше регионального (национального);
- увеличение потока деловых и обычных туристов, развитие экологического туризма;
- привлечение внимания федеральной власти к проблемам и достижениям региона;
- повышение привлекательности региона для перспективных соискателей;
- привлечение самих жителей к решению региональных проблем.
   К сожалению, в России пока ещё крайне мало примеров, когда региональные и муниципальные власти всерьёз занимаются проблемой продвижения информации и поддержания благоприятного имиджа территории. Сегодняшняя ситуация такова, что без информации не будет доверия. Без доверия не будет инвестиций и развития производства. Без развития производства не будет экономического роста.
   Администрация Курской области, понимая важность укрепления делового имиджа региона не только в России, но и за ее пределами, проводит в этом направлении активную целенаправленную работу. Курские товаропроизводители регулярно участвуют как во всероссийских отраслевых выставках и ярмарках, так и представляют свою продукцию на аналогичных мероприятиях в зарубежных странах. Продвижению курского бренда весьма способствует действующий на сегодняшний день целый ряд соглашений о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической и гуманитарно-культурной сфере. Уже в течение нескольких лет партнерами Курской области являются Сумская, Харьковская, Донецкая области и Автономная Республика Крым Республики Украина, а также Беларусь, Молдова, Абхазия, Сербией, а также Правительство г. Москвы. В ближайшем будущем планируется подписание подобных соглашений о сотрудничестве с Черниговской и Волынской областями Украины.
   С целью поддержания благоприятного имиджа региона и продвижения курского бренда проведена презентация Курской области в Министерстве иностранных дел РФ, в Республике Абхазия, в посольстве Франции. В рамках «Зеленой недели» Курская область участвовала в выставке в Берлине. Сейчас мы готовимся к проведению Дней Курской области в Южном административном округе города Москвы и презентации Курской области в рамках Генеральной ассамблеи и ежегодной конференции Ассоциации европейских приграничных регионов, которая скоро пройдет в Ирландии.
   Одним из основных имиджевых мероприятий нашего региона стала Курская Коренская ярмарка, проходящая под стенами древнего монастыря Коренная пустынь – третьим по значимости духовным центром России. Предваряет начало работы ярмарки Крестный ход православных верующих с чудотворной иконой Божией Матери «Знамение» Курской Коренной. Коренская ярмарка имеет глубокие исторические корни  – первое официальное упоминание о ней относится к 1708 году, а в XVIII веке Коренская ярмарка была в числе трех главных ярмарок России. Возродив 10 лет назад традицию проведения ярмарки, расширяя географию и повышая уровень ее представительства, мы достигли того, что сегодня Курская Коренская ярмарка входит в перечень мероприятий федерального значения, утвержденный Министерством промышленности и торговли РФ. Для участия в ярмарке на курскую землю ежегодно приезжают официальные лица и представители бизнеса из регионов России, стран ближнего (Украина, Беларусь, Молдова, Казахстан, Узбекистан, Киргизия) и дальнего (США, Франция, Польша, Вьетнам, Китай, Япония, Германия, Польша, Франция, Чехия, Словакия, Испания, Финляндия и др.) зарубежья. Сегодня Курская Коренская ярмарка обрела статус международной, что позволяет нам шире раскрыть инвестиционный и экономический потенциал нашего региона на внешних рынках.
   В текущем году мы в Курской области провели круглый стол на тему «Повышение роли общественно-экономических и культурно-исторических символов в продвижении Курской области» с участием представителей администрации Курской области, членов Общественной палаты, ученых, журналистов – всех, кто интересуется этой проблемой.
   Участники круглого стола приняли обращение к органам власти и общественности, в котором высказали мнение о том, что работа по повышению имиджевой привлекательности Курской области должна строиться на основе хорошо продуманной и подготовленной программы. На круглом столе, в частности, была заслушана и одобрена концепция позиционирования имиджа региона в коммуникационном пространстве, разработанная сотрудниками научно-исследовательской социологической лаборатории Курского государственного университета (руководитель - профессор Когай Евгения Анатольевна). Поддержку нашли выводы ученых о необходимости создания комплексной программы по продвижению позитивного имиджа региона на межрегиональном, федеральном и международном уровнях.
   Известно, что грамотно выстроенная имиджевая политика позволяет значительно повысить инвестиционную привлекательность региона, увеличить финансовые поступления минимум на 20%. Разработка стратегий и программ комплексного продвижения регионов позволяет оптимизировать бюджетные и внебюджетные расходы на имиджевые, информационные, социокультурные и другие проекты. При использовании комплексного подхода результаты реализации данных проектов не являются разрозненными, а целенаправленно синтезируются в усиление бренда, развитие положительного образа региона и его руководителей в восприятии целевых аудиторий - органов федеральной власти, российских и зарубежных инвесторов, ассоциаций бизнеса, институтов гражданского общества, средств массовой информации.
   Курская область обладает внушительным потенциалом для развития. Это, прежде всего, обширная площадь, равная площади стран Европы; выгодное географическое положение; развитая транспортная инфраструктура; устоявшиеся традиции промышленного и сельскохозяйственного производства; крупные объекты энергетики; природные ресурсы; исторический «портфель»; трудолюбивые, образованные люди.
   Следует   подчеркнуть,   что   на   сегодняшний   день   в   Курской   области представлены все основные типы элементов «имиджевой привлекательности»:
1. Имидж территорий: (Соловьиная столица России, Курский чернозем)
2. Ивент-бренды или «бренд-мероприятия»: («Курская Коренская ярмарка», «Соловьиная трель»);
3. Бренды региональных коллективных торговых марок: («Курская водка», «Стрелецкая степь»);
4. Бренды,   использующие   символы   региона   в   работе   за   его пределами;
5. Личностный имидж: (сестры Толмачевы, Александр Поветкин, Владимир Винокур)
6. Исторические традиции (Курская битва, Рыльск)
7. Духовный центр России (Коренная пустынь).
   В качестве одного из первых шагов на пути продвижения Курской области в коммуникационном пространстве мы решили более пристальное внимание уделить символам Курской области.
   Существует целый ряд устоявшихся символов Курской области:
Коренная пустынь, Курская битва (Курская дуга), курский соловей, соловьиный край, Марьино - имение князей Барятинских, Стрелецкая степь (а в ней – заповедник им. В. В. Алехина, охраняемый ЮНЕСКО), курский чернозем, Курская магнитная аномалия (КМА), курская антоновка, Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение», крестный ход (в Курской губернии), Курск - древний город (первое упоминание о Курске — в «Слове о полку Игореве»).
   Кроме того, претендуют на роль символов: Курская Коренская ярмарка, святые Серафим Саровский и Феодосий Печерский, село Мансурово – родина предков Дмитрия Медведева, село Калиновка – родина Никиты Хрущева, курское поле, курский сахар, Кожлянская игрушка, писатели Евгений Носов и Николай Асеев, художник Александр Дейнека, композитор Георгий Свиридов, певица Надежда Плевицкая, Курск - город воинской славы, Триумфальная арка, курский «Тимоня», Дежкин карагод, суджанские ковры, Плехово, Рыльск - родина русского исследователя и мореплавателя Григория Ивановича Шелихова.
   В настоящее время разрабатывается программа социально-экономического развития Курской области на 2011-2015 годы, в которую  по поручению губернатора А.Н. Михайлова впервые будет включен раздел «Повышение имиджевой привлекательности Курской области».
   Среди мероприятий этой программы – разработка проектов позиционирования Курской области; организация круглых столов, посвященных имиджу региона; привлечение к этой работе институтов гражданского общества, в том числе создание экспертного совета по управлению имиджем региона и т.д.
   Большое внимание в проекте программы уделено развитию в области туристско-рекреационного бизнеса,  разработке новых маршрутов, в том числе для школьников и молодежи.
   Планируется также создание имиджевой карты всех районов Курской области, проведение различных тематических конкурсов (например, «Образы курского края»).
   Несколько пунктов раздела программы посвящены созданию ряда презентующих область Интернет-порталов, а также организации информационно-рекламного центра Курской области, поскольку  нынешняя информационно-коммуникационная среда требует новых подходов по решению задачи повышения имиджа региона.
   Мы очень надеемся на активное участие в этой работе институтов гражданского общества, планируем приглашать для открытого диалога лидеров общественного мнения. Особую роль при этом мы отводим средствам массовой информации, которые во многом формируют общественное мнение, проводят различные опросы, составляют рейтинги, что, в конечном счете, и определяет имидж территорий.  
   Одним словом, уже имея определенный опыт и позитивные наработки, мы все же считаем, что находимся в начале пути большой и, главное, системной работы по укреплению положительного и привлекательного образа курского края. Уверен, что участие в конференции обогатит нас новыми знаниями, интересными и полезными знакомствами с коллегами.
Анатолий Стрелков,
заместитель Губернатора Курской области – председатель комитета информации и печати Курской области, кандидат исторических наук


При любом использовании материалов сайта ссылка на regionpr.ru обязательнаСоздание сайтов в Воронеже ART STUDIO