Краеведческие информационные ресурсы как фактор развития региональных брендов


Краеведческие информационные ресурсы (КИР) заключают в себе огромный потенциал для развития региона, обеспечивают информационную основу научной, производственной, образовательной и др. деятельности, так или иначе связанной с данным краем. КИР позволяют сохранять и передавать из поколения в поколение богатое культурное наследие отдельных регионов: научные достижения, произведения художественного творчества, традиции, обычаи, обряды и др., способствуют производству новых культурных ресурсов, обеспечивают устойчивость и продвижение региона в мировом сообществе.

КИР являются своеобразным генетическим кодом инвариантной культурной среды, сохраняют ее идентичность, обеспечивают устойчивость ментальных структур и защищают от воздействия импульсов внешних факторов, особенно если те несут угрозу ее жизнеспособности. Их использование – неотъемлемый атрибут любой деятельности на региональном уровне, поэтому они выступают не только продуктом духовно-практической деятельности, но и одним из определяющих факторов формирования региональных брендов.
Особо важная роль в формировании региональных брендов принадлежит главным держателям КИР – местным библиотекам, архивам и музеям, которые обладают уникальными КИР и являются центрами сосредоточения знаний о регионе, главными региональными хранилищами документного культурно-исторического наследия. Обеспечение доступности, оперативности, полноты КИР в своем регионе и за его пределами – одна из важнейших задач этих информационных центров. Многообразие социально-экономической и культурной жизни определенных регионов отражается на сайтах библиотек, музеев, архивов через сетевые КИР. Это позволяет удаленному пользователю получить интересующие сведения о регионе, представить экономический, культурно-исторический, природный, туристический и т. д. потенциал территории. Таким образом данные культурно-информационные центры вносят огромный вклад в формирование региональных брендов.

Во многих библиотеках, архивах и музеях разрабатываются специальные программы, нацеленные на развитие региональных брендов, в первую очередь для такой аудитории, как туристы. Основные задачи подобных программ достаточно типичны: формирование туристического имиджа региона, развитие культурного туризма как составной части сферы культуры, обеспечение доступа местного населения и гостей региона к КИР туризма на современном и качественном уровне с использованием традиционных и новейших информационных технологий. Благодаря реализации данных программ библиотеки, архивы и музеи приобретают статус ресурсных центров по информационно-рекламному продвижению провинциального туризма, включаются в число конкурентоспособных учреждений в системе распространения турпродукта.

Библиотеки, музеи и архивы создают совместную, корпоративную, краеведческую электронную продукцию, востребованную всеми сегментами целевой аудитории региональных брендов. Данные информационные центры объединяются в консорциум, в единую распределенную информационную систему. Участники консорциума интегрируют свои КИР в единый массив и работают над ним совместно, что дает возможность сэкономить рабочее время, финансовые и трудовые затраты, исключить дублирование в работе. Для пользователя достоинство корпоративных КИР проявляется в экономии времени, так как поиск информации он ведет, работая только с одним продуктом, а не дублирует его в нескольких.

Интеграционные процессы наблюдаются не только между библиотеками, архивами и музеями, но и проявляются в их взаимодействии с другими местными организациями и учреждениями. В ряде регионов разрабатываются проекты создания единой региональной информационной сети по культуре с целью обеспечения широкого доступа к КИР региона, хранящимся в библиотеках, музеях, архивах и иных учреждениях. На Интернет-серверах региональных вузов значимо присутствуют региональные музеи. Так, на сервере Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина размещена коллекция «Тамбовский край: информационные ресурсы краеведения» (http://www.tsu.tmb.ru/kraeved/index.php), созданная коллективом преподавателей университета на средства гранта, выделенного Российским гуманитарным научным фондом в 2005-2006 гг. Коллекция содержит достаточно большой объем КИР (самый большой в регионе): первичная, фактографическая и библиографическая информация по всем тематическим разделам, базы данных «Памятные даты», «Памятники истории и культуры», «Персоналии». Часть коллекции представлена на CD: «Музыканты Тамбовского края», «Г. Р. Державин», «П. С. Герасимов».

Многие учреждения культуры, университеты и научные учреждения объединяют свои усилия для разработки и реализации краеведческих Интернет-проектов, значимых для регионального брендинга. Корпоративность в производстве краеведческой электронной продукции является залогом информационного и культурного единства регионов, их продвижения в мировой культурно-информационной среде.
Эффективность развития региональных брендов в значительной мере обусловлена полнотой, особенностями организации и доступностью КИР каждого региона страны.

Наталия Шаталова,
кандидат философских наук, доцент кафедры библиотековедения и документоведения Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина


При любом использовании материалов сайта ссылка на regionpr.ru обязательнаСоздание сайтов в Воронеже ART STUDIO