О брендинге культурной столицы


Бренд территории не может быть более сильным магнитом, привлекающим инвесторов и туристов, чем бренд  страны.
Города и территории, служащие ориентиром, предметом изучения и зависти для специалистов по территориальному маркетингу, получили свою известность преимущественно благодаря своей длинной истории. Бренды формируются веками!

Успешные территориальные бренды были сформированы, ассоциации и стереотипы, связанные с ними, возникли благодаря доминировавшим в конкретную историческую эпоху (у конкретных народов) коммуникационным каналам. Многочисленные опросы российских и иностранных туристов, посещавших Петербург, неизменно показывали, что привлекательность этого города в большой степени связана, в частности, с феноменом белых ночей. Именно этот период является пиковым для туриндустрии, в то время как осеннее-зимний период является проблемным с точки зрения визитов, заполняемости гостиниц и т.д. Туристы считают важным «развести» мосты и очень ценят романтическую ауру летней невской ночи.
Но феномен светлых ночей характерен для всего севера – Мурманска, Норильска, Хельсинки и Стокгольма, однако четкие ассоциации возникают лишь в связи с Петербургом. Этот элемент ядра бренда был создан благодаря такому «неклассическому» коммуникационному каналу, как классическая русская литература. Пушкин, Достоевский, Гоголь, Белый фактически выполнили ключевую задачу по поиску самоидентичности мирового города, фиксации его базовых ценностей и их публичной репрезентации. На этом фундаменте сегодня стоит вся работа по маркетингу достопримечательностей, инфраструктуры и т.д. Большинство туристов, особенно, иностранных, воспринимают наш город в преимущественно консервативном ключе – как заповедник классических культурных достопримечательностей и хотят посетить Эрмитаж, Петергоф, Мариинский театр.

Если в 18 и 19 веках доминирующим коммуникационным каналом была литература, то в 20-м  его роль переходит к кино. Множество популярнейших фильмов о Нью-Йорке, Париже и Риме создали их привлекательный образ. «Белые ночи» Висконти популяризировали Петербург в Европе. Вероятно, развитие интернета приведет к появлению новых коммуникационных механизмов, способных повлиять на восприятие территорий  современными аудиториями.
Петербург – один из немногих российских городов, создавших собственную программу развития внешнего имиджа и брендинга, подкрепленную финансовыми средствами - собственными и министерства финансов РФ, а также привлекший для разработки маркетинговой стратегии крупную западную компанию («Бостон консалтинг групп»). Думается, этап бесплатной работы энтузиастов в сфере продвижения регионов заканчивается - для профессионального маркетинга территории должны находить деньги, а также привлекать профессиональные российские и иностранные компании.

 
Чечулин Алексей Викторович, заведующий кафедрой рекламы факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета, профессор, доктор философских наук


При любом использовании материалов сайта ссылка на regionpr.ru обязательнаСоздание сайтов в Воронеже ART STUDIO