«Инновационная журналистика» - первый шаг на пути к инновационному обществу


На фоне всеобъемлющего увлечения модернизацией, все чаще встречаются разнообразные словосочетания со словом «инновационный». Вот так в коммуникационной среде начало встречаться выражение «инновационная журналистика». Очевидно, что раз появилась потребность в новом понятии, значит, в глубинах профессии происходят изменения, вызывающие такую необходимость.

В последнюю четверть XX века человечество вступило в новую стадию своего развития – стадию построения  постиндустриального общества, что является результатом происходящей в современном мире социально-экономической революции. Ее итогом должно стать создание новой формы организации экономики – инновационной экономики.

И.М. Дзялошинский
в своей статье на тему пишет: «Создание инновационной экономики является стратегическим направлением развития нашей страны в первой половине XXI века и тесно связано с возникновением инновационного общества». Инновационное общество, прежде всего, ориентировано на развитие человеческого капитала, инвестиции в человека, создание благоприятных социальных условий для творческой деятельности по реализации товарных и процессных инноваций.

Сформировано глобальное инновационное общество может быть только при условии развития и интеграции всех трех элементов «треугольника знаний» (образование, наука и инновации), крупномасштабного инвестирования в человеческие ресурсы, развития профессиональных навыков и научных исследований, а также путем поддержки модернизации систем образования, с тем чтобы они в большей степени соответствовали потребностям глобальной экономики, основанной на знаниях.

Для решения таких масштабных задач неплохо бы для начала определиться с понятиями. Определений многих ключевых  этих терминов, включая «инновационное общество», нельзя найти в толковых словарях, даже в интернете мне не попалось единого четкого объяснения.
Не удивительно, что социологический опрос,  опубликованный в «Российской Газете», показал, что 63% россиян считают, что инновации необходимы для дальнейшего процветания нашей страны, при этом больше половины респондентов затруднились ответить на вопрос о том, что они понимают под этим загадочным словом.

Вот несколько расхожих определений, приведенных в той же статье И.М. Дзялошинского:
- В мировой экономической практике понятие «инновация» интерпретируется как процесс превращения потенциального научно-технического прогресса в реальный мир, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.
- Сторонники классической теории Й. Шумпетера рассматривают инновацию как процесс, цель которого – внедрение нового устройства или технологии.
- Еще одна точка зрения базируется на положениях теории конкуренции М. Портера, где под инновациями понимаются изменения как в используемых технике и технологии, так и в выпускаемой продукции или методах управления.
- Инновация – это изменение в продукте, технике, технологии, материализующее новое научное знание, а также формирующее новый способ удовлетворения сложившихся общественных потребностей, либо создающее новые». Иногда под инновацией понимается новшество, реализованное в виде товара, услуги, метода – определение Л.Ф. Шайбаковой.

Каждый может выбрать определение, которое ближе ему, но вот  в Силиконовой долине  США инновации определяют однозначно, как процесс переведения знаний в деньги, приобретение идеями рыночной стоимости.
Все определение объединяет один важный факт: инновации, в отличие от изобретений – это процесс с определенным результатом, который должен быть воспринят другими людьми. Инновации не могут произойти благодаря только одному человеку, ведь они считаются совершенными, только когда от них появится ощутимый результат, будь он материальный или нематериальный – социально-значимый.

Инновации невозможны без коммуникаций. Коммуникации в инновационной деятельности в первую очередь происходят на 2-х уровнях:
Горизонтальный:
между стейкхолдерами. Здесь проблема заключается в том, что стейкхолдеры, представляющие абсолютно разные отрасти: науку, политику, бизнес, образование говорят на разных языках и могут, даже обсуждая одно и тоже, не понимать друг друга.
Вертикальный:
от инноваторов в общество. Этот уровень, возможно, даже важнее, ведь инновация не считается законченной, пока она не будет внедрена и использована на бытовом уровне.

Итак, внедрение инноваций необходимо для развития и процветания общества. Внедрение инноваций невозможно без правильно выстроенной коммуникации – о новых идеях, технологиях, продуктах и услугах. Для того, чтобы инновации были восприняты и самое главное приняты обществом, о них необходимо рассказывать.

С быстрым развитием средств коммуникации в интернете – социальных сетей, блогов, микроблогов, видеоканалов, подкастов – влияние журналистики только расширилось. Журналисты и СМИ в самом широком понятии будет играть все более значительную роль в развитии общества, именно они управляют вниманием людей и могут направить его  на инновационную деятельность и формировать определенное отношение к ней.

Традиционные подходы средств массовой информации уже не так эффективно справляются с поставленной задачей. В основном, потому что в традиционной журналистике принята тематическая рубрикация: журналист концентрируется на своей теме – политике, новых технологиях, культуре или бизнесе. Сегодня большая часть информации об инновации сосредоточена на ее технологическом аспекте – изобретениях, а инновации - это гораздо более широкое понятие, проникающее во все сферы нашей жизни. Во всем мире уже говорят об инновациях в сфере искусства, образования, государственного управления, инновациях в коммуникациях, о новых формах взаимодействия, направленных на создание конструктивного диалога между участниками инновационной деятельности.

Инновационная журналистика, не фокусируется на одном аспекте инновационной деятельности, а стремиться представить  публике целостную картину, объективное мнение о развитии инновационных процессов, об интересах и планах стейкхолдеров  и роли инноваций в жизни общества. Более того, такая журналистика должна видеть и уметь описывать инновационную деятельность с разных сторон, представляя читателям разные точки зрения, рассказывая о положительных или отрицательных последствиях того или иного нововведения. Выступая своеобразным медиатором, журналистика должна привлекать внимание людей, провоцировать общественные дискуссии и призывать к совместному поиску новых решений.

Сегодня дискуссия сводится к тому, что многие считают, что приставление слова «инновационная» к древней профессии лишь модная игра слов и журналистика, пишущая об инновациях ничем не отличается от журналистики, пишущей о спорте или бизнесе. Я же соглашусь с бывшим журналистом Financial Times Томом Форемски, освещающим инновационную деятельность в Силиконовой долине уже более 20 лет:  названия в сторону, нельзя отрицать, что существенно растет роль средств массовой информации в оповещении людей, стимулировании открытой дискуссии и формировании общественного мнения. Не учитывать и не использовать этот фактор на пути к формированию инновационного общества просто нельзя.

 
Татьяна Ольховая, исполнительный директор Российского отделения Международной Ассоциации бизнес-коммуникаторов (IABC/Russia)


При любом использовании материалов сайта ссылка на regionpr.ru обязательнаСоздание сайтов в Воронеже ART STUDIO