«PR в Интернете: С чего начинать? Что делать?»


С чего начинать PR деятельность? Все зависит от поставленных целей и задач. Для начала нужно сделать сайт, если его нет, и, если вы нацелены на долгосрочные отношения с интернетом и своим бизнесом.

Основная задача сайта - не понравиться генеральному директору и инвесторам, а понравиться целевой аудитории и случайно зашедшим пользователям. Нужно уделить особое внимание дизайну, на дворе XXI век, а многие компании до сих пор делают сайты с дизайном середины 90х годов прошлого века! Почему? Хотят сэкономить! И это нормально, особенно в период кризиса и глобальной экономии, но сэкономить при разработке сайта можно, например, на системе администрирования! Можно использовать систему для блогов Wordpress , которую легко настроить под нужды компании, но делать это должны не системные администраторы компании, а специалисты. Это не значит, что необходимо отказаться от серьезных систем администрирования, просто если у компании нет бюджета на разработку сайта, то вполне можно построить сайт на данной системе.

Средняя рыночная стоимость разработки небольшого сайта составляет 150,000 - 200,000 тыс. рублей, сайт-блог можно сделать значительно дешевле. Существует большое количество разработчиков, готовых делать сайты «за еду», нельзя сказать, что они плохо делают, но чаще всего это не тот уровень, который планирует получить компания, и с которым она готова выйти на рынок, теперь уже в интернете. Если компания, состоявшаяся и с большим количеством клиентов, она может очень неудачно «прийти» в Интернет, в случае если сайтом и продвижением будут заниматься не профессионалы. Почему рыночная стоимость сайтов начинается от 150 тыс. рублей? Все дело в том, что в производстве сайта задействовано большое количество специалистов: аккаунт менеджер, руководитель группы разработчиков, дизайнер, верстальщик, программист, flash-аниматор и это далеко не полный перечень людей, которые имеют отношение к разработке сайта (не будем забывать юриста и бухгалтера, а также других сотрудников студий). При этом стоимость разработки сайтов у крупных компаний начинается от 650 тыс. руб.  и это связано с еще большим кол-вом задействованных сотрудников и лицензионными платежами.

Что должно быть на сайте? Конечно информации о том, чем занимается компания и какую пользу она может оказать посетителям. Не все посетители являются целевой аудиторией компании, но большинство из них могут стать ими! Для этого необходимо продумать сайт таким образом, чтобы они провели на нем как можно больше времени. Многие компании не задумываются о том, какие тексты вешать на сайт, но лучше всего подойти к этому основательно и нанять копирайтера (и сразу SEO-копирайтера, но об этом позже). Все тексты на сайте должны быть лаконичны и продуманы. 
Желательно, чтобы администрированием сайта занимался человек владеющий основами html и знанием графических редакторов, чтобы можно было оперативно выкладывать и править необходимый материал. Средняя зарплата администратора сайта (в зависимости от загрузки) составляет от 20000 до 50000 рублей.

Для крупных компаний необходимо наличие раздела для СМИ. Он жизненно необходим, если компания ведет свою PR-деятельность. Раздел должен быть построен таким образом, чтобы журналисты и редакторы имели возможность скачать интересующие их материалы (фото, видео, пресс-релизы и т.п.) после регистрации в качестве представителя СМИ или в открытом доступе, все зависит от политики безопасности компании. Помимо этого необходимо выкладывать все материалы на FTP-сервер о котором знают только представители СМИ, ссылки на дополнительные материалы, находящиеся на нем, можно легко вставить в пресс-релиз отправленный по электронной почте.

На сайте необходимо сделать подписку на новости по электронной почте и посредством RSS канала. RSS очень удобный способ получения информации. Необходимо также установить счетчик RSS подписчиков, чтобы понимать какое количество человек читает ваши новости. С появлением в нашей жизни социальных сетей - если компания ведет также свою деятельность в ЖЖ, facebook и twitter необходима интеграция SMO плагинов на сайт, чтобы пользователи зарегистрированные в социальных сетях могли комментировать материалы, отмечать понравившиеся материалы и помещать их у себя на страницах - это способствует скорейшему распространению информации о деятельности компании.

После того, как сайт создан, необходимо установить на него счетчики, я советую устанавливать счетчики top.mail.ru и liveinternet.ru, с последнего хорошо смотреть статистику посещений, а также динамику увеличения или уменьшения посетителей.

Если помимо сайта компания будет иметь свой блог в ЖЖ (livejournal.com), то это скажется на дополнительном увеличением числа посетителей сайта, а также возможными публичными обсуждениями в блоге со стороны целевой аудитории. В блог можно публиковать сообщения автоматически, например, туда могут дублироваться все новости с сайта. Но в таком случае блог будет не живым. Очень часто первые лица компаний заводят свой блог. Но когда туда начинают писать представители их пресс-службы, ЦА полностью утрачивает интерес к нему. Поэтому необходимо убедить руководителя завести свой блог и регулярно писать в него. Писать можно о чем угодно, начиная с деятельности внутри компании, заканчивая личными рассуждениями о жизни. Главное, чтобы блог был интересен. Дополнительно паблисити компании будет обеспечено. Лучше всего, если компания имеет свой блог, и руководитель компании свой, с возможностью публикации там комментариев. Блог необходимо сделать интересным, в нем можно проводить конкурсы с призами. А призы может вручать непосредственно руководитель в офисе компании. Это создаст дополнительную лояльность к компании со стороны целевой аудитории.

Можно создать форум, посвященный тематике деятельности компании, например, если компания занимается продажей мобильных телефонов, можно создать и поддерживать форум, посвященный различным моделям телефонов. Поддержка в данном случае является ключевым словом, т.к. без поддержки в скором времени форум может превратиться в большую спам помойку, что чаще всего и бывает. На сегодняшний момент форумы являются не самыми лучшими средствами общения, но как средство для обсуждения той или иной проблемы они вполне могут сгодиться. Но большинство компаний переводят обсуждение в социальные сети и блоги. В России активные обсуждения идут в facebook и Вконтакте, и представители брендом могут общаться со своей ЦА, а также задавать темы для обсуждений.

Отдельной работой является работа по созданию и привлечению лидеров мнений, как на своих форумах и аккаунтах в социальных сетях, так и на общих. Работа с лидерами мнений требует тщательной и продуманной стратегии присутствия в социальных сетях. Лидер мнения может как повести за собой пользователей, так и наоборот навсегда отбить у них желания общаться с брендом.

С каждым днем набирает популярность сервис микроблоггинга Twitter, свои аккаунты там имеют как обычные пользователи, так и звезды эстрады, кино и политики. Самыми читаемыми пользователями являются Эштон Катчер, Бритни Спирс и Барак Обама. Среди наших знаменитостей там «осели» Тина Канделаки, Олег Тиньков и многие другие. Twitter хорошее средство для формирования имиджа компании, но в первую очередь он хорош для организации обратной связи! С помощью поиска вы всегда можете узнать, что пишут про вас или вашу компанию, и ответить людям. У меня, например, была проблема с Яндекс-почтой, я написал об этом в Твиттере, и практически мгновенно получил ответ от службы поддержки. Это необходимо взять на заметку многим компаниям. Также как и в ЖЖ, в Твиттер можно писать «живые» сообщения, а можно настроить ленту сообщений. При этом если ваша компания в «друзьях» имеет целевую аудиторию, то даже лента новостей компании им будет интересна. Для того, чтобы искать людей, которые могут быть заинтересованы в деятельности вашей компании существует множество сервисов. В России вторая волна популярности твиттера стала после регистрации официального аккаунта президента России Дмитрия Медведева. С каждым днем все больше и больше PR акций проходит в этом сервисе микроблогов.

Возвращаясь к термину SEO (Поисковая оптимизация веб сайтов) это то, без чего (за редким исключением) ваш сайт не будет занимать лидирующие позиции в результатах поиска в Яндексе или Google по заданным ключевым словам. Это целая наука, по-другому не назовешь. Каждый день поисковые системы придумывают новые и новые алгоритмы, призванные усложнить жизнь сайтам, над которыми трудятся оптимизаторы. Для оптимизации необходимо иметь базовые знания html, а также умение покупать ссылки и писать SEO текст на основе существующего текста на сайте. Средняя стоимость специалиста (без учета расходов на покупку ссылок и т.п.) составляет 45000 рублей. При этом грамотный специалист или команда, достаточно быстро могут помочь компании в освоении поискового пространства. Одно большое - Но! За это нужно платить регулярно, пока компания прочно не осядет на выбранных позициях. С каждым годом поисковые монстры Яндекс и Google делают все, чтобы SEO стал не возможен, и рекламодатели пользовались бы контекстной рекламой. В мире набирает популярность раскрутка по поисковым словам в сервисе Facebook, который по посещаемости в начале этого года обогнал даже Google. При этом необязательно иметь штат специалистов для этого, достаточно один раз понять принцип построения материалов и заголовков, чтобы эффективно продвигаться в этой социальной сети.

В России очень популярны социальные сети Одноклассники.ру и Вконтакте.ру. Они могут быть тоже полезными с точки зрения построения паблисити компании. Создавайте группы, посвященные деятельности вашей компании, а также группы, посвященные непосредственно вашей компании. В них можно проводить конкурсы, опросы, а также общаться с целевой аудиторией, отвечать на вопросы. Чем «живее» будет группа, тем больше заинтересованных пользователей будет в ней. Как только группа перестает «жить», она, как и многие сайты, становится «памятником», который стоит и не двигается, нет деятельности, нет интереса со стороны ЦА. В Одноклассниках отлично работают нестандартные PR-ходы в виде бесплатных виртуальных подарков. В Вконтакте лучшим способом продвижения является product placement в играх и приложениях, а также ведение собственной группы бренда или услуги.

Для организации обратной связи посредством Интернета я бы советовал дополнительно, помимо электронной почты, формы обратной связи и твиттера, воспользоваться ICQ, Mail-агент и Skype аккаунтами, которые уже давно вошли в список стандартных программ, используемых пользователями. Электронная почта как PR-средство, хороша лишь для рассылки пресс-релизов. Рассылать direct mail по ней неблагодарное дело, т.к. большинство ящиков забиты спам-сообщениями, и очень может быть, что ваше сообщение тоже угодит в спам. Но совсем отказываться от нее тоже не стоит, всегда бывают исключения.

При построение пресс-релиза для интернета нужно помнить одно главное правило - Интернет это интерактивная среда и пресс-релиз тоже должен быть интерактивным. Обратите внимания на пресс-релизы таких компаний как apple, hh.ru и других, кто активно использует релизы 2.0 в своей повседневной работе. Их релизы хочется читать, смотреть и слушать! А с появлением планшетных компьютеров можно считать, что наступила эра СМИ 3.0 когда начинают создаваться отдельные выпуски газет и журналов предназначенных исключительно для просмотра на планшетах.

Почему в статье нет информации о контекстной рекламе, баннерах и т.п.? Потому, что они относятся к рекламе в Интернете, а статья - про PR в Интернете. Но, в свое оправдание хочу сказать, что при правильном построении PR-деятельности в Интернете, реклама так и так понадобится (например, чтобы объявить о конкурсе, или о новой акции), но это уже другая история.


Андрей Яблонских
Интернет эксперт. Директор по развитию компании РБК СОФТ. Автор курсов «PR и реклама в Интернете» и «Создание интерактивной среды в Интернете» в РУДН. Лауреат премии «Блог Рунета 2010» в номинации «Лучший бизнес блог». Консультант по вопросам Social Media и PR в Интернете.

Аккаунты в социальных сетях: и



При любом использовании материалов сайта ссылка на regionpr.ru обязательнаСоздание сайтов в Воронеже ART STUDIO