PR - служба армии США: принципы функционирования


В соответствии с провозглашенной в октябре 1998 г. МО США «Объединённой  доктриной информационных операций» были разработаны основные принципы информационного обеспечения американской армии, сформулированные в «Доктрине использования службы по связям с общественностью при проведении операций». Регламентация работы представителей СМИ в войсках предусматривается полевыми уставами и наставлениями всех видов вооруженных сил - FM 100-5, FM 100-6 «Информационные операции», FM 46-1, FM 7-34. В Полевом Руководстве FM 46-1 «Операции Связей с общественностью» (Public Affairs Operations) указывается на обязательность его применения в комплексе с положениями и установками, содержащимися в FM 100-5, FM 100-6, TRADOC PAM 525-5 и Joint Publication 1-07. Полевые наставления и руководства обязывают командующих сосредотачиваться на обеспечении личного состава «полной, точной, своевременной информацией». Командующие должны знать «информационные потребности их солдат, членов семей военнослужащих, американской общественности».
В условиях военного времени полевой устав FM 100-5 требует от Службы по связям с общественностью при проведении наступательных операций руководствоваться следующими принципами:

 - постоянное информирование личного состава о текущем положении дел;
 - обеспечение общественной поддержки военных действий;
 - смягчение воздействия дезинформации и враждебной пропаганды.
За организацию и руководство информационной службой МО отвечает помощник министра обороны по связям с общественностью. В его обязанности входит подготовка заявлений, публичных выступлений министра обороны и высших должностных лиц Пентагона, статей для прессы. Аналогичными службами располагают и министерства видов ВС США. При этом в сухопутных войсках и ВВС вопросы деятельности средств массовой информации находятся в ведении Служб по связям с общественностью, а в ВМС - Службы информации. «Говоря об общественности, - пояснил директор информационной службы МО США (American Forces Information Service —  AFIS) Клиффорд Бернат, - мы подразумеваем как обеспечение информацией гражданских СМИ, так и информирование самих военнослужащих — через военные издания». Мы стремимся, заверил он, «максимально открыто и оперативно информировать общество о деятельности армии, и стараемся делать это на высоком профессиональном уровне».
Главной задачей управления по связям с общественностью министерства обороны США является целенаправленное информационное воздействие на гражданскую и военную аудитории внутри страны и за её пределами с целью формирования позитивного отношения к вооружённым силам США. «У нас есть 45 СМИ — газет, телеканалов, радио, информагентств — которые постоянно аккредитованы при Пентагоне, их мы считаем «своим» журналистским корпусом. - Признался Кл. Бернат. - Представители других масс-медиа, а их тысячи, также в определённые дни имеют доступ в Пентагон, однако их при этом сопровождают наши сотрудники». В учреждениях, соединениях и частях видов вооружённых сил штатным расписанием предусмотрены подразделения по связям с общественностью. На период боевых действий в тактическом звене предусматривается развёртывание отрядов по связям с общественностью (в дивизиях и бригадах), мобильных отрядов - (в корпусах), оперативных отрядов вещания - (в оперативном звене). Службе по связям с общественностью директивными документами предписывается ведение борьбы «со слухами, дезинформацией, скукой, оказание помощи в преодолении неуверенности, страха, одиночества, вражеских усилий по дезинформации, направленных на снижение эффективности боевой операции».
Для создания в обществе ощущения транспарентности деятельности министерства обороны Служба PR ВС США участвует в организации и проведении обзорных и тематических экскурсий в здании Пентагона, ежегодно принимающего более 100 тыс. гостей. Продолжительность экскурсий около 90 минут, протяженность - около полутора миль. В состав экскурсионных групп наряду с американскими гражданами включаются и иностранцы. За весь период действия этой программы главное здание Пентагона посетило более 3-х млн. человек. Экскурсионным обслуживанием посетителей занимается специально подобранная команда гидов, состоящая из 30 военнослужащих действительной военной службы.  Каждый из них успешно окончил двухнедельные курсы и прошел двухнедельную стажировку. После года работы в качестве гида они возвращаются в свои части для продолжения службы. Групповые экскурсии по внутренним помещениям Пентагона проводятся еженедельно с понедельника до пятницы с 9:00 до 15:00 только на английском языке. Посетителям в инвалидной коляске полагается сопровождающий, который включается в общий список группы. Посетители со слабым зрением и слухом заказывают специальный тур с уведомлением за две недели. «Главными пунктами интереса» (так здесь называют узловые точки экскурсионного маршрута, посвященные памятным датам, событиям, героям военной истории США. – Прим. авт.) являются «Коридор президентов», «Коридор корреспондентов», «Коридор Эйзенхауэра», «Коридор Флага», «Зал Героев», «Коридор НАТО», «Коридор Объединенного комитета начальников штабов», «Коридор Искусства», «Коллекция произведений искусства ВВС» и, разумеется, мемориал, размещенный около участка катастрофы 11-ого сентября, наряду с Мемориальной Часовней 11-ого сентября. Служба PR ВС  США заверяет американскую общественность в стремлении и «далее работать над устранением барьеров» и улучшением в тех областях, где «предлагаемые посетителям услуги являются устаревшими или неадекватными».
История становления военных структур, занимающихся связями с общественностью и представляющих собой систему специальных органов, подразделений и должностных лиц, восходит к президентству Томаса Вудро Вильсона, учредившему Гражданский комитет по связи с общественностью для обеспечения народной поддержки военной политики правительства. В 1929 г. на базе комитета возникло Отделение по связям с общественностью. С началом Второй мировой войны Служба PR армии США насчитывала уже более 3 тыс. человек, собиравших информацию с фронтов, готовивших радиопередачи и выпуски фото- и кинохроники. Значительно расширились и PR-отделы ВВС и ВМС.
Сегодня общая численность специалистов по связям с общественностью в армии США составляет более 7 тыс. человек. Кроме того, для работы в этой сфере активно привлекаются гражданские служащие. Профессиональных журналистов в структурах Пентагона насчитывается около 2000 тыс. человек. Более 200 из них имеют воинские звания. Именно они возглавляют пресс-службы и редакции изданий Минобороны. «Главный принцип работы информационной службы — это правдивость», - заявляет руководство Службы PR МО США.
Комплектование PR-службы производиться на основе привлечения военнослужащих, прошедших подготовку в специальных учебных заведениях, прежде всего в школе информации вооруженных сил США в Форт-Бенджамин Харисон (Индиана) и Центре подготовки специалистов PR ВС США (Мэриленд). Обучение осуществляется на базе армейской образовательной программы ARTEP. Военные в званиях капитан - майор направляются в Школу оборонной информации (Defense Information School) для девятимесячного обучения по программе второй специальной подготовки офицеров «информационные технологии». Курс предусматривает изучение специфики работы в пресс-центре, издательское дело и т.п. «Персонал Службы связей с общественностью, - утверждается в Полевом Руководстве FM 46-1, - должен использовать свои профессиональные знания, навыки и суждения в приспосабливании принципов этого руководства к определенным ситуациям». На знаках отличия специалистов по связям с общественностью изображён вертикально поднятый меч, уложенный на пересечённые перо и молнию. Фоном служит золотой диск диаметром один  дюйм.
Политическое руководство стран-членов НАТО по примеру США инициировало создание специальных структур по связям с общественностью в составе вооружённых сил. Основной целью их создания было формирование позитивного общественного мнения о вооруженных силах и проводимой в стране военной политике. В Великобритании контроль над военными СМИ, информационным обеспечением боевых операций и выпуском печатной продукции осуществляет Главное Управление по корпоративным связям Министерства обороны Великобритании. В немецком Бундесвере использование информационно-коммуникативных ресурсов считается эффективным инструментарием снижения интенсивности применения средств вооруженного насилия. В процессе информационной деятельности появляется возможность избежать или быстрее завершить военные действия, добиться доверия и поддержки со стороны общественности, конфликтующих групп и населения в регионе конфликта, а также сформировать у объектов информационного воздействия заданный алгоритм поведения. Руководство информационной деятельностью осуществляется штабом печати и информации бундесвера. Результатом его системных усилий является в целом благоприятное отношение к германской армии и оборонной политике со стороны государства, СМИ и населения.
Информационно-воспитательная работа в ВС США и стран-членов НАТО характеризуется наличием в войсках разветвлённой структуры информационного аппарата, функционирующего до батальона включительно. PR-отделы существуют в армиях Нидерландов, Канады, Австралии, Люксембурга, Индии, Пакистана и других стран. Все подразделения и звенья PR-служб укомплектованы специалистами по информационной работе, обладают мощным информационно-методическим и техническим оснащением, позволяющим обеспечивать деятельность командиров по информированию военнослужащих.
Практика информирования национальной и международной общественности в ходе военной операции заключается в организации ежедневных пресс-конференций, брифингов,  пресс-релизов, интервью с представителями командования, а также посещений журналистами воинских частей с предоставлением сотрудникам СМИ транспортных средств и охраны для обеспечения личной безопасности. По признанию руководства Службы PR МО США,  «демонстрируя свою открытость, военное руководство не просто легко идет на контакт с масс-медиа — оно открывает им двери http://кмдвери.рф/ своих кабинетов». Основная роль в практическом обеспечении деятельности представителей СМИ в войсках возлагается на информационные бюро (пресс-центры). «Армейские руководители всех уровней должны быть связаны с общественностью», указывается в полевом руководстве FM 46-1.
К началу войны в Ираке в рамках работы с зарубежными журналистами центральное командование ВС США открыло в военном лагере недалеко от столицы Катара новый международный пресс-центр, оснащенный цифровыми телефонными и Интернет-линиями, спутниковой связью. Интерьер конференц-зала, оборудованного огромными плазменными мониторами, был выполнен известным голливудским дизайнером. Именно из пресс-центра в Катаре осуществлялось информационное обеспечение боевых действий в Ираке. Вместе с тем дозированная подача информации при проведении брифингов, тенденциозность предлагаемых материалов неминуемо привели к снижению уровня доверия иностранных журналистов к пресс-центру коалиционных войск.
США увеличили расходы на финансирование работы со СМИ (в том числе и зарубежными). Координация работы правительственных структур и частных СМИ была поручена заместителю государственного секретаря по информационной политике Ш. Бирс. Для информационного обеспечения контртеррористической операции в Афганистане США и Великобритания разместили в столице Пакистана Исламабаде коалиционный пресс-центр («медиа-центр быстрого реагирования»), в состав которого помимо официальных военных представителей были включены и гражданские сотрудники СМИ. Благодаря эффективной и оперативной деятельности пресс-центра западным СМИ удалось перехватить инициативу в освещении афганских событий у ближневосточных средств массовой информации.
Без интенсивной информационной подготовки и последующей PR-поддержки не обходится ни одна операция американских войск. План операции сопровождается приложением по её информационному обеспечению. Разработкой информационного обеспечения боевых действий в Ираке занимались три аналитических центра Potomac Institute for Policy Studies, Rand Corporation и American Enterprise Institute. Небольшая компания «Lincoln Group» устраивала публикации в иракской прессе материалов в виде рекламы, редакционных статей или колонок обозревателя, подготовленных специальным подразделением американской армии по информационным операциям. Руководство коалиционными силами в Ираке пояснило, что «подобные информационные операции являются необходимым инструментом для того, чтобы население Ирака могло получать оперативную, правдивую и надёжную информацию».
Для направлявшихся в Ирак журналистов военным ведомством США был организован курс начальной военной подготовки. К обучению сотрудников СМИ были привлечены лучшие специалисты по ведению психологических операций, ненавязчиво указывавшие слушателям на необходимость завоевания поддержки военно-политического курса США. Назначенный куратором занятий пресс-секретарь МО США Б. Уитмен, призвал не рассматривать данный курс в качестве предпосылки для зачисления журналистов в состав действующих армейских подразделений или попыток давления на прессу. Эксклюзивные права на освещение боевых действий были предоставлены CNN и BBC. Профессиональные журналисты интегрировались в подразделения, участвующие в боевых операциях. 662 журналиста были прикреплены к американской армии и 95 - к ВС Великобритании. Крупнейшие телеканалы США ABC, NBC, CBS, CNN, Fox были представлены в войсках 26 журналистами. «Вашингтон пост», «Нью-Йорк таймс», «Тайм», «Ньюсуик» и другим печатным изданиям была предоставлена возможность направить в войска по 10 журналистов. Вместе с наступающими частями на линии фронта оказались самые известные американские репортёры Оливер Норт, Вульф Блицер, Скотт Пели, Тед Коннел. «Вживлённые журналисты» («embedded journalists»), как их называли, оправдали надежды, размещая в  Интернете в режиме реального времени видео- и фотоматериалы, сделанные с американских танков в ходе наступления коалиционных войск. Внедрение популярных гражданских журналистов, представляющих СМИ США и Великобритании, в боевые подразделения следует рассматривать как применение новых разработок информационного обеспечения, позволивших добиться существенной поддержки боевых действий общественностью стран коалиции.
Деятельность командования по регулированию информационного освещения в СМИ хода военной операции осуществляется на основе детального планирования взаимодействия со средствами массовой информации, включающего регламентацию допуска журналистов в зону военных действий. Журналисты оформляют аккредитацию при информационном бюро (пресс-центре) и получают право на получение от офицеров по связям со СМИ квалифицированных разъяснений о происходящих событиях. При этом они обязуются соблюдать правила в ограничении их деятельности (не предавать гласности материалы, не подлежащие разглашению, не интервьюировать членов экипажей и боевых расчетов перед выполнением теми боевых заданий, не использовать осветительную, передающую и иную аппаратуру в режимах, которые могут привести к демаскировке частей и подразделений и т. п.). Комментарии командования к событиям в Ираке осуществляет главный пресс-секретарь армии США в Ираке генерал-майор Уильям Колдвелл, снискавший известность среди аккредитованных здесь журналистов.
Информационные операции Службы PR ВС США уже стали непреложным и обязательным условием проведения всех внешнеполитических акций американского правительства, а военные эксперты США уже сделали вывод о появлении нового вида стратегического противоборства - «стратегического информационного противоборства второго поколения» («2nd Generation Strategic Information Warfare»).        

В.И. Газетов,
профессор, декан факультета PR института экономики и культуры;  
Б.В. Липатов,
вице-президент IABC/Russia



При любом использовании материалов сайта ссылка на regionpr.ru обязательнаСоздание сайтов в Воронеже ART STUDIO