О гражданском обществе, и не только…


Сегодняшний гость редакции нашей газеты известный российский политтехнолог Игорь Минтусов, Председатель совета директоров НИККОЛО М, член Стратегического Совета Российского отделения Международной Ассоциации бизнес-коммуникаторов (IABC). Беседа состоялась в преддверии участия Игоря Евгеньевича в работе  Воронежского Областного молодежного Форума «мОлгород».  

- Игорь Евгеньевич, тема Вашей лекции, слушателями которой будут представители воронежской молодежи заявлена как «Гражданское общество в период модернизации страны». Термины «гражданское общество» и «модернизация страны», наверное одни из самых популярных в последнее время, правда порой создается впечатление, что многие из любителей употреблять эти словосочетания в своей речи, слабо представляют их значение. А какие бы Вы дали определения данным терминам?
 
- «Гражданское общество», это общество, где хозяином являются Граждане, независимые, самодостаточные  люди, которые выбирают,  контролируют и оказывают воздействие на власть. А власть служит им, Гражданам. В данном случае понятие «Граждане» более узкое понятие, чем «гражданин» государства. Гражданином любого  государства по определению является любой человек, имеющий паспорт этой страны. А вот для того, чтобы быть «Гражданином», частью гражданского общества, надо всегда иметь свой взгляд, свою позицию по отношению к власти, к общественным событиям, происходящими в стране,  которая должна выражаться в действиях «Гражданина». Для того чтобы оказывать воздействие на власть не только во время выборов, но и между выборами, «Граждане» организуют многочисленные общественные организации. Приведу интересные цифры. В России на 100 млн. взрослых граждан приходится 35 млн. членов различных общественных организаций. А в Швеции, где все население составляет 9 млн. граждан, насчитывается…38 млн. членов различных общественных организаций. Речь идет о зарегистрированных общественных организациях и зарегистрированных поименно в этих организациях членах. Что касается модернизации. Существует несколько определений модернизации. Есть технологическая модернизация, есть политическая модернизация. Рискну дать свое. «Модернизация» страны - это «осовременивание» страны во всех смыслах этого слова, но в первую очередь в  смысле превращения экономики в ее несырьевом секторе в современную и конкурентоспособную на рынке международного разделения труда.

- Как бы Вы оценили развитость институтов гражданского общества в нашей стране?
- Как очень и очень слабую. 
- Говоря о модернизации в стране, почему-то большинство ораторов сразу же начинает говорить о модернизации производства, внедрении новых технологий, и т.п. А может быть надо начать с модернизации в «умах»? Помните, как у классика – «разруха в головах»? - Полностью согласен с такой постановкой вопроса. Помните про «Новое мышление» М.С.Горбачева? Начинал с «нового мышления» а закончил перестройкой, коренным изменением страны, сменой эпохи. Так и здесь может получиться… Но «разруха в головах» очень основательно сидит. И, главное, для большой части и политической элиты  и населения модернизация не нужна. Им и так хорошо в нынешних условиях. По-прежнему можно ловить рыбку.  

- На XIV Фестивале «ДНИ PR В МОСКВЕ» прошел круглый стол на тему «Практика GR -консультирования: секреты мастерства от ведущих лоббистских фирм России», модератором которого были Вы. Позвольте несколько вопросов по данной теме. Что такое лоббизм? GR? И есть лоббизм в России?
- Это очень большой вопрос. Но если в двух словах. Лоббизм это конкретное решение конкретного вопроса в органах исполнительной, законодательной и даже судебной власти. Подпись на документе конкретного чиновника  или решение конкретного органа власти по вашему вопросу в ваших интересах (интересах организации, которую вы представляете). GR – это выстраивание ОТНОШЕНИЙ между органами власти, с одной стороны, и вашей организацией, с другой стороны. Лоббизм в России, конечно же, есть, это ежедневная работа многих тысяч людей по всей стране, за которые эти люди получают деньги.   -  Как зарабатывают на лоббизме? - В каком-то смысле просто. Заключается договор с заинтересованной организацией, которая хочет пролоббировать свои интересы в органах власти. Оговариваются цели, задачи, сумма гонорара за услуги лоббиста.  

- Почему у российских PR-агентств не получается зарабатывать на GR-консалтинге?
- Потому что GR консалтинг - это очень специфический вид деятельности, здесь нужны специальные люди и специальные знания. И прозрачность, открытость,  чему учат все ПР-учебники ПР-специалистов здесь абсолютно противопоказана.

- Когда же, по Вашему мнению, в России будет принят закон о регулировании лоббистской деятельности в России? Кому выгодна ситуация, при которой закон о котором так много и долго говорят, так долго принимается?
- Закон о лоббистской деятельности, скорее всего, будет принят не скоро. Почему? Потому что он не нужен лоббистам (зачем прописывать свою деятельность и
платить с нее налоги?), он не нужен власти (зачем бросать свет на коммерческие процедуры между властью и бизнесом?). Закон о лоббистой деятельности нужен гражданскому обществу, «Гражданам», но так как у нас гражданское общество слабое (см. ответ на предыдущий вопрос), то я пессимистичен в прогнозе о сроках принятия закона о лоббизме в России.

- Как будет развиваться рынок профессиональных консультантов по связям с госорганами в России в ближайшие 3 года?
- Эта деятельность была, есть и будет востребована, поэтому этот рынок будет развиваться и дальше, несмотря на отсутствие закона о лоббизме. Я не говорю уж про то, что в ближайшем обозримом будущем государство и дальше будет играть  большую роль в нашем обществе.    



При любом использовании материалов сайта ссылка на regionpr.ru обязательнаСоздание сайтов в Воронеже ART STUDIO