К проблеме эффективности использования социальных сетей при формировании корпоративной культуры ВУЗа


Вопросы использования различных интернет-инструментов при формировании корпоративной культуры и определение их эффективности сегодня активно обсуждаются в профессиональной среде. Стремительное развитие такого коммуникационного канала как  социальные сети заставляет специалистов по связям с общественностью искать оптимальные технологии  применения этих ресурсов в рамках организации, для развития корпоративной культуры и формирования корпоративной идентичности сотрудников. Целевая аудитория социальных сетей велика и продолжает расти, что, как предполагают специалисты, делает осуществленные в ее рамках усилия по продвижению максимально эффективными.
Ввиду активного роста целевой аудитории социальных сетей часть корпоративной коммуникации может быть перенесена в тематические сообщества. Этому способствует и специфика  коммуникационного канала: неформальный характер общения, возможность совместного обсуждения организационных проблем руководством и сотрудниками, быстрое получение обратной связи. Вовлечение сотрудников организации в тематическое сообщество, ведение диалога в неформальной форме, «виртуализация» проблем – все это может быть использовано при достижении конкретных целей PR организации. Сегодня для некоторых организаций наличие тематических сообществ в социальных сетях становится такой же необходимостью, как и наличие корпоративного сайта.
Продвижение в тематических сообществах социальных сетей – новое направление в PR. К сожалению, данная тема не получила теоретического осмысления, хотя информацию о практических наработках о продвижении в тематических сообществах, о продвижении самих сообществ можно найти на тематических форумах, где вступают в диалог, делятся наработками и точками зрения специалисты, работающие в данной сфере.
Согласно отчету компании Google, в десятке самых популярных в мире сайтов в 2005 году социальные сети занимали лишь две позиции, в 2006-м – три, а в 2007-м – уже семь. Каждый четвертый пользователь Интернета в США имеет страницу на MySpace, а англичане регистрируют на подобных ресурсах даже своих домашних животных. В 2006-2007 годах тенденция появилась и в русскоязычном Интернете, и сегодня не существовавшие еще два года назад «vkontakte» и «odnoklassniki» борются за абсолютное лидерство по посещаемости среди всех русскоязычных сайтов, включая даже крупнейшие порталы Яндекс и Mail.ru.
Социальные сети появились в начале 21-го века, когда предприниматели разобрались в сущности социальных сетей и определились с теми широчайшими возможностями, которые предоставляют социальные сети для всех сфер деятельности. Изначально создатели социальных сетей работали скорее ради самих сетей и их развития, нежели ради использования возможностей, предоставляемых ими. Сегодня же социальные сети становятся повседневным и, более того, необходимым инструментом для неформального общения, создания новой музыки, игрового опыта массовых онлайн-игр, поиска сотрудников и партнеров.
Авторы предлагаемой работы не обнаружили российских исследований, посвященных технологиям продвижения социальных сетей и привлечения  в них новых участников. Социальные сети в России появились сравнительно недавно, и, скорее всего, вопрос продвижения пока не стоял остро. Первые социальные сети в продвижении не нуждались, а «смельчаков», готовых бросить вызов более чем 20-милионному «В контакте», пока нет.
Технология, которая описана в данном исследовании, предлагается авторами и является самостоятельной разработкой. Её практическая новизна состоит, во-первых, в попытке организации диалога представителями целевой аудитории (студенты ОмГПУ, зарегистрированные «В контакте» и входящие в сообщество «ОмГПУ – лучший!») с целью формирования корпоративной культуры ОмГПУ. Во-вторых, в применении аккаунтов несуществующих людей с попыткой сделать их максимально живыми, «настоящими», с разнообразными характерами и точками зрения. Кроме того, авторами разработаны критерии, которые возможно применять к определению эффективности использования тематических сообществ специалистами по связям с общественностью организации.
Группа «ОмГПУ – лучший!» описана администрацией как «клуб студентов, действующих и не состоявшихся педагогов, вообще всех, имеющих и имевших честь учиться в Омском государственном педагогическом университете».  Тип группы – клуб. Этот клуб открытый:  для того, чтобы в него вступить, не обязательно согласие администрации. На 8.12.2008 число участников сообщества составляло 2753, к маю 2009 эта цифра возросла и составила 2939 участников. Как и в любом тематическом сообществе сети «В контакте», участникам сообщества доступны следующие сервисы: «Альбомы», «Обсуждения», «Аудиозаписи», «Видеозаписи», «Стена». На «стене» группы «ОмГПУ-лучший!» выложено более 700 сообщений. Когда группа только начинала существовать, основными авторами сообщений на стенах и в обсуждениях были ее администраторы, постепенно число участников группы росло. Сегодня, по сравнению со временем начала существования группы, количество дискуссий на «стене» сократилось.
Мы предприняли попытку активизации участников тематического сообщества «ОмГПУ – лучший!» с помощью технологии применения «виртуальных персонажей». Для общения в выбранном для эксперимента тематическом сообществе «ОмГПУ – лучший!» на сайте было создано 20 аккаунтов несуществующих людей или, как мы будем далее их называть, виртуальных персонажей.

1 этап.
Регистрация аккаунтов (создание электронных почтовых ящиков; собственно регистрация «В контакте»; выбор фотографии-аватара, заполнение анкет: личные данных, хобби, любимые фильмы, музыка и др.; вступление в тематические сообщества сообразно интересам; наполнение страниц контентом: видео, аудио, приложения). Были зарегистрированы почтовые ящики на разных почтовых серверах: yandex, gmail, mail, rambler. После процедуры регистрации страницы персонажей постепенно наполнялись информацией. Для каждого была выбрана фотография-аватар. В каждом аккаунте была заполнена личная информация в зависимости от заранее продуманного психологического портрета: любимая музыка хип хоп, фильмы, книги, увлечения, любимые цитаты. Все персонажи – студенты ОмГПУ. Кроме группы «ОмГПУ – лучший!», персонажи вступали в другие тематические сообщества, говорящие об их увлечениях и интересах.

2 этап
. Разработка психологических портретов виртуальных персонажей. Хотелось бы подробно остановиться на психологических портретах созданных персонажей. Например, Даниил Халитов – в первую очередь человек с чувством юмора. Чувство юмора никогда не покидает его и ведет по жизни. Одновременно это сильный человек с развитым интеллектом. Он умеет с присущим ему юмором смотреть на происходящее в жизни, находя таким образом выход из любых сложных ситуаций. Такой человек не сдается. Также Даниил изобретателен и креативен. Будучи уверенным, что лучшие девушки учатся в Педе на филфаке, создает тематическое сообщество и созывает туда девушек-филологов с целью отыскать свою половинку. Любовь для Даниила – важная  и неотъемлемая часть жизни.
Другой персонаж по имени Филипп, регистрируясь «В контакте», скрыл свою настоящую фамилию. Гораздо важнее для него слово «альтер», обозначающее не только его музыкальные предпочтения, но и образ жизни. Альтернативу слушают бунтари, люди, которые не хотят быть «как все» и всеми силами стремятся выделиться из толпы – к примеру, с помощью одежды и демонстративного безразличия к окружающим и окружающему. Филе также не чуждо чувство юмора: в качестве образа-аватара он выбрал фотографию игрушечной собаки в компании кроссовок, называемых «скейтерскими».
Как нами выявлено в процессе анализа за «жизнью» «Вконтакте», к «истории» аккаунта относятся надписи на его «стене» и главное – список «друзей». Поэтому в процессе подготовки к участию персонажей в обсуждениях проводился поиск друзей (как среди знакомых авторов исследования, так и среди незнакомых людей, в том числе и из других городов), а также обмен сообщениями и создание рисунков на «стенах» (в ответ на «стенах» виртуальных персонажей также появлялись сообщения и рисунки). Таким образом, при активном общении с другими пользователями сайта «В контакте» страница становилась «живой» и выглядела как страница реального человека.

3 этап.
Инициирование обсуждений актуальных для организации тем, управление общественным мнением. Цель применения виртуальных аккаунтов – инициирование остальных участников тематического сообщества, выявление студентов, имеющих свое мнение и желающих его  высказать. Аргументы в пользу той или иной точки зрения выкладывались постепенно, а не сразу же – это способствовало увеличению числа сообщений в теме (как известно, масштабные посты привлекают больше участников), а также углублению дискуссии, появлению новых аргументов у «реальных людей». Технология применялась в течение 4 месяцев, а процесс реализации анализировался авторами исследования.
На основании наблюдений нами были сделаны следующие выводы: новые посты обсуждений привлекают участников тематического сообщества, комментарии в обсуждениях оставляют лишь немногие. Наиболее активный отклик вызывают темы, связанные со сферой личных интересов, комфортом и благополучием участников обсуждения. Темы, которые актуальны для организации и связаны с профессиональной деятельностью у участников тематической группы интереса не вызывают. В «профессиональных» темах активно обсуждаются только те, которые связаны с обсуждением личных отношений в профессиональной среде и  возникающими конфликтами.
Вторая проблема, выявленная нами, это постепенное «замирание жизни» в тематических группах. Это заметно по изменению тематики и сокращению количества вновь появляющихся сообщений на стене, а также по спаду интереса к создающимся сообщениям.
Первый возможной способ оценки эффективности применяемой технологии – по количеству сообщений, оставленных во всех обсуждениях в течение каждого из месяцев существования сообщества. Важно заметить, что оценивалась активность участников сообщества только с точки зрения активности в сервисе «Обсуждения». В период с июля по ноябрь 2007 года количество сообщений росло в незначительных пределах – до тридцати, с резкими спадами в августе и октябре. В декабре 2007 количество сообщений резко возросло и составило 124 сообщения. Следующий «пик» активности наступил в марте 2008 – количество сообщений составило 127. Максимальное количество сообщений – в июне 2008 года. Период максимальной активности и максимального количества «пиков» пришелся на декабрь 2007 – июнь 2008 гг.
Еще один параметр, по которому можно проследить динамику обсуждений и активность группы – число участников, оставивших свои комментарии в течение месяца. Показатель активности сообщества в целом – отношение числа активных пользователей к общему числу участников. Кроме активных пользователей, многие оставляли в постах единичные сообщения в зависимости от их личных интересов.
Еще один фактор активности участников сообщества – количество создателей тем по отношению к общему количеству участников группы. Как уже говорилось, в группе создано 46 тем. 26 % всех тем создано в личных целях какого-либо одного участника сообщества (например, для предоставления остальным информации, в основном не связанной с ОмГПУ), в расчет брались только те авторы постов, которые ставили своей целью обсудить что-либо, прямо или косвенно касающееся ОмГПУ, с остальными участниками.
Чтобы оценить эффективность примененной технологии, необходимо сравнить уровень активности в период работы в сообществе авторов исследования с соответствующим периодом предыдущего года (активность участников сообщества зависит еще и от сезона: каникулы, сессия и др.) Проведенная оценка эффективности говорит о том, что создание виртуальными персонажами обсуждений и участие в них не вызвало рост участников тематического сообщества «ОмГПУ – лучший!». Таким образом, рассуждения о возможностях эффективного использования тематических сообществ для развития корпоративной культуры и формирования корпоративной идентичности у сотрудников организации безосновательны.
В качестве возможных путей решения проблемы может быть предложено проведение мероприятий по продвижению тематического сообщества «оф-лайн», а также с использованием корпоративных Интернет-ресурсов. Могут быть созданы листовки для распространения по учебным корпусам, напоминающие о существовании сообщества, сообщающие о его возможностях при решении существующих внутривузовских проблем и содержащие призыв к проявлению активности. Также возможно написание и распространение статей о тематических сообществах вообще и о сообществе «ОмГПУ – лучший!» в частности. В процессе формирования корпоративной культуры (в нашем случае – ВУЗа) необходимо использовать не только уже существующие инструменты коммуникации (корпоративная газета, корпоративный сайт, специальные мероприятия), но и новые, соответствующие интересам и удобные для аудитории каналы – тематические сообщества в социальных сетях. Использование этого инструмента, на наш взгляд, будет эффективным при соблюдении следующих условий:
- активизации участников тематического сообщества путем введения в процесс коммуникации аккаунтов несуществующих личностей (виртуальных персонажей);
- выборе тематики, способной привлечь студентов, затрагивающей их интересы и мысли;
- пересечении, взаимопроникновении выбранных тем с проблематикой корпоративных ценностей.

Н.А. Мельникова
, к.ф.н., доцент кафедры массовой информации и коммуникации ОмГПУ


При любом использовании материалов сайта ссылка на regionpr.ru обязательнаСоздание сайтов в Воронеже ART STUDIO