«Черный PR» - право на жизнь?


10 марта, на факультете журналистики ВГУ состоялся круглый стол на тему: «Черный пиар: право на жизнь?». Он был организован студентками третьего курса Юлией Воронковой, Еленой Востриковой, Ольгой Гнездиловой и Алиной Колесник (редколлегией газеты «Zебра»)
Поделиться своим мнением о проблеме «черного PRа» собрались специалисты в различных областях: Галина Юрьевна Арапова, директор «Центра защиты прав СМИ», Ольга Николаевна Зимонина, ведущий пиар-менеджер компании «Эфко», Дмитрий Орищенко,  исполнительный директор агентства бизнес информации ABIREG, Геннадий Васильевич Шаталов, президент КГ «Region PR», издатель газеты «RuPoR», президент премии RuPoR, Андрей Евгеньевич Богоявленский, преподаватель факультета журналистики ВГУ,  Виктор Нисонович Найхин (Беккер), редактор сайта «В Засаде.Ру»; Марат Казбекович Едзоев, политтехнолог.
Круглый стол открылся небольшой презентацией о значении прилагательного «черный», которое в зависимости от контекста может принимать абсолютно различные значения – от негативного (черная магия, черная кошка) до статусного (черное золото, «черный Бумер», Черное море). А с термином «черный PR» все намного сложнее и многограннее, и разобраться во всех его тонкостях мы попросили помочь наших гостей.
За первой бутылкой обсуждали применение «черных технологий» в бизнесе.Ольга Зимонина на примере своей компании рассказала о различных попытках конкурентов навредить репутации «Эфко». Неизвестные СМИ с тиражом 999 экземпляров, подозрительные форумы, слухи – это лишь неполный перечень способов «подмочить» имидж предприятия.
Мнения участников о существовании «черного PRа» разделились: существует ли он? и если да, то где проходит грань между ним и журналистским расследованием?
Виктор Найхин: «Несколько лет назад я ездил в Старый Оскол по заказу пресловутой компании «Эфко», чтобы найти немного компромата на одного политика и бизнесмена. Расследование прошло удачно. Мне удалось найти секретаршу, изнасилованную этим человеком при приеме на работу. Затем вышел материал, за который мне заплатили. И вот скажите, является ли проплаченный материал, основанный на реальных фактах «черным PRом»? Я считаю, нет».
Его позицию активно поддержали Геннадий Шаталов и Дмитрий Орищенко. В подтверждение своих слов они вспомнили пример, связанный с нашумевшей историей о Филиппе Киркорове и журналистке в розовой кофточке. Оказалось, что краеугольным камнем этого конфликта была элементарная личная месть господина Гиллера , директора издательского дома «Провинция», за свою сотрудницу. Гиллер поспособствовал раздутию конфликта до невероятных размеров, в результате чего известный певец потерял кругленькую сумму. Можно ли считать такую месть «черным PRом»? Наши участники, не ища легких путей, придумали этой стратегии иное шуточное название – «розовый ПР» (видимо, гардероб журналистки сыграл свою роль).
За второй бутылкой политтехнолог Марат Казбекович поведал  о существовании «черного PRа» в политике.
Марат Едзоев: «Понятие «черный PR» в политике сильно преувеличено. Неважно, какого цвета кошка, главное, что она ловит мышей. Можно использовать совершенно законные, основанные на фактах технологии. Например, взять программу кандидата, а рядом опубликовать список реальных дел, совершенных политиком, и посмотреть какая колонка длиннее. Все акции, которые принято называть «черным пиаром», оказывают воздействие на «болото», то есть 30 – 40% людей, которые еще не определились с выбором. Но на людей с четкой политической позицией такие мероприятия, как звонки по ночам, с просьбой проголосовать за кандидата, распространение карикатурных и прочих листовок, «обезличивание» кандидата и размывание его имиджа не действуют. В России вообще пока PR в сфере политики развит слабо».

За третьей бутылкой минералки итоги подвела Галина Юрьевна Арапова, рассмотрев «черный
PR» с точки зрения закона.
Галина Арапова: «В законодательстве такого определения, как «черный PR», нет. Как вариант можно рассматривать компромат. Но компромат бывает правдивым и не является нарушением закона. Журналист, публикующий материал, может быть обманут источником информации. Если компромат выходит за рамки достоверности, то это уже диффамация, то есть нарушение закона. Нужно уметь отличать то, что полезно для общества и оценивать адекватность информации. Некоторое время я жила в Англии. В этой стране есть предмет, на котором детей учат отличать в журналистских текстах факты от авторских позиций, социальные тексты от рекламных. Поэтому их общество подготовлено к восприятию информации в СМИ. А в России для политиков выгодно не формировать думающего читателя, так проще воздействовать на массовое сознание аудитории. В сценарии круглого стола был вопрос: «Как публикации текстов подобной тематики («черный PR») отражается на репутации СМИ?». Я считаю, что по выше названной причине, в глазах читателей имидж СМИ остается прежним».

Последние капли.

Разнообразие взглядов и позиций не способствовало принятию общего решения по поводу существования «черного PR». Но в конце двухчасовой дискуссии, Дмитрий Орищенко изрек фразу, которую поддержали остальные участники: «Мы верим в «черный PR», но не признаем его».

Справка
Газета «Зебра».

Воронеж – город молодежи, город неповторимых (пусть и с долей провинциальности) амбиций. Студенчество – одна из самых обделенных вниманием СМИ категорий людей. Нет у наших бедных студентов издания из которого они могли бы узнавать о новых веяниях городской жизни, о последних попискиваниях моды, о выставках, о премьерах, о всей культурной и социальной жизни молодежи в целом. Поэтому мы решили создать «Zебру» - юное студенческое издание, публикующееся пока лишь на стенах журфака ВГУ. Наша аудитория молода, креативна и жаждет новых знаний, фактов и интересных подробностей современной жизни, которые мы ей своевременно предоставляем, завернув и упаковав в наиболее актуальные и стильные формы (жанры).
Черная, белая, черная, белая – бесконечный ряд контрастов жизненных полос. Любая попытка нарушить этот порядок приводит лишь к бесконечно скучной серости, от которой потом проблематично избавиться. Некоторые издания замешивают на своих полосах новости и факты разнообразных оттенков и конфигурации, в попытке соорудить однородную картину действительности. А наша газета – «Zебра» разделяет все явления на черные и белые, создавая тем самым наиболее реалистичную модель мира. Ведь сама жизнь – полосатая.
Газета «Зебра» рождалась в муках. Мы первый раз крупно поссорились именно из-за неё. Выбирали название, наполнение и концепцию с воплями и криками. А вот насчет главреда практически не спорили. Нужен был адекватный и уравновешенный человек. Это Оля Гнездилова.

Леночка Вострикова.
Мы называем ее наш наркотик. Она - наш креативный центр. Немыслимые словесные обороты, тонны потрясающих эпитетов и метафор, остроумные заголовки придумывает  Леночка.
Кстати, именно она создала уникальный и неповторимый стиль «Зебры». Лена замечательно рисует и фотографирует.
А
лина Колесник.
Если бы не Алина, мы бы сейчас сидели с нарисованной от руки газетой. Госпожа Колесник объявила конкурс на должность  верстальщика для нашей «Зебры».Так же Алина отвечает за выбор темы номера, и частенько приводит в порядок наше креативно-буйные мысли. Алина - наш организатор.

Юлия Воронкова.
Прагматичная и рассудительная, уверенная в себя Юлия – незаменимый член нашего скромного коллектива. Опустит с небес на землю, когда предлагаемые темы выглядят слишком оптимистично-нереально, но в то же время всегда готова поддержать перспективные начинания, настойчиво доводит начатое до конца.
«Зебра» - это наш ребенок. Мы с трепетом его воспитываем, холим и лелеем, и очень хотим, чтобы этот ребенок поскорее вырос. Благодаря «Зебре» мы научились (почти) работать в команде.

Ольга Гнездилова, Елена Вострикова,

Юлия Воронкова, Алина Колесник.

ФОТО Евгения Полухина

Портретные фото из личных архивов
 


При любом использовании материалов сайта ссылка на regionpr.ru обязательнаСоздание сайтов в Воронеже ART STUDIO