«Губернаторы 2.0»: менее чем за год количество губернаторских блогов выросло в 3 раза


Андрей Замула, автор проекта «Губернаторы 2.0», лауреат премии «RuPoR»   На протяжении нескольких месяцев я, как автор проекта «Губернаторы 2.0», внимательно анализирую присутствие в интернете глав российских регионов. Надо сказать, что за прошедший период виртуальная активность лидеров российских областей и республик заметно выросла.
С одной стороны, безусловно, сказался «личный пример» Президента РФ, открывшего 22 апреля прошлого года свой блог в Живом журнале. Практически сразу же свои аккаунты зарегистрировали в ЖЖ и некоторые губернаторы. Многие, причем, как и Дмитрий Анатольевич, используют формат видеоблогов.
С другой стороны, безусловной причиной прихода в интернет губернаторов явился стремительный рост популярности интернета, как средства информации, среди россиян. Сегодня все чаще люди о тех или иных событиях предпочитают узнавать не из традиционных СМИ или телевизора, а, при помощи компьютера или коммуникатора. Во многих регионах выход главы в интернет в качестве блогера - едва ли не единственная возможность попытаться начать конструктивный разговор со своими социально активными гражданами, в том числе и молодежью. Традиционные СМИ с ролью такой площадки для дискуссий справляются все реже.
Однако, как мне кажется, именно эта, вторая причина, значительно реже учитывается при открытии блога для губернаторов. Неслучайно очень многие губернаторские дневники скучны, редко посещаемы и редко обновляемы. Традиционно главы регионов используют для своих виртуальных откровений не какие-то популярные интернет-ресурсы, как тот же ЖЖ. А предпочитают размещать их на региональных ресурсах, официальных порталах, персональных сайтах. С учетом этого, эффективность таких коммуникаций, конечно же, существенно снижается.
Не добавляет эффективности и манера общаться в блогах, которая свойственна многим из руководителей. Зачастую темы, которые выносятся на обсуждение, малоинтересны сообществу, а формат очень и очень многих губернаторских блогов не предполагает их обсуждения (на части блогов комментарии нельзя разместить вовсе, на части - действуют различные «ограничения»). По большому счету создаваемый дневник и не блог вовсе, если исходить из первоначального смысла этой формы коммуникаций. «Зеркало» официального сайта – может быть. Архив видеообращений – вполне. Но никак не блог…
А эту фальшь чувствуют читатели. Какое-то время, безусловно, фигура первого человека в регионе привлекает внимание. Но, после того как становится понятно, что такой виртуальный собеседник не интересен – блог резко теряет в популярности. И такие заброшенные дневники иной раз даже работают против их авторов, свидетельствуя не только о закрытости, но и «несовременности» чиновника. Может, отчасти по этой причине, губернаторские структуры не жалуют ЖЖ – ведь там вся статистика по посещаемости и популярности на виду.
Сколько сегодня губернаторских блогов? В моем списке «Губернаторы 2.0» 32 блога, созданных губернаторами или от их имени кем-то еще. Знаю, что еще пять губернаторов объявили о своих планах стать блогерами в самом ближайшем будущем. С учетом того, что блоги губернаторов стали активно появляться в последние два-три месяца, уже в самой ближайшей перспективе такие интернет-дневники, судя по всему, будут у каждого второго губернатора.
При этом еще в апреле-мае мне удалось в рамках проекта «Губернаторы 2.0» выявить чуть больше десяти. Таким образом, менее чем за год количество губернаторских блогов выросло в три раза.
Конечно, необходимо сразу сказать, что далеко не все блоги, подписанные тем или иным руководителем региона, являются на самом деле дневниками именно этого человека. В лучшем случае, их ведут пресс-службы или помощники. В худшем, от их имени действуют какие-то анонимные граждане, чувствующие, что могут получить какие-то дивиденды на внимании к данной персоне в интернете. Особенно такими лже-губернаторскими блогами славится ЖЖ. Но и другие ресурсы не застрахованы от подделок.
На памяти случай, когда у астраханского губернатора Александра Жилкина оказалось сразу три блога в ЖЖ. Один создан был помощниками губернатора, второй местным журналистом, а автор третьего так и остался неизвестным. При этом журналист, создавший от имени губернатора блог в ЖЖ, не скрывал, что собирался на нем зарабатывать.
Недавно шумная история была связана с еще одним блогом, сделанным «для губернатора». Вновь назначенный вологодский губернатор Анатолий Бровко получил такой подарок от местных пиарщиков. Вскоре, правда, дневник пришлось закрыть.
До сих пор ищут автора и блога для краснодарского главы Александра Ткачева, неизвестные доброжелатели сделали блог для курского губернатора Анатолия Михайлова. А, безусловным, лидером по количеству лжеблогов является мэр Москвы Юрий Лужков. Только в Живом журнале есть три блога, созданных от его имени.
Взаимоотношения с блогосферой у губернаторов складываются по-разному. Кому-то, как пермскому Олегу Чиркунову или кировскому Никите Белых удается общаться в том формате, который задан блогом. Активно осваивается в интернете и тверской глава Дмитрий Зеленин. Интересным собеседником является и амурский глава Олег Кожемяко, имеющий блог на региональной площадке.
Однако далеко не всем удается добиться позитивных результатов. Глава Псковской области Андрей Турчак и его костромской  коллега Игорь Слюняев забросили свои блоги, по каким-то причинам перестал работать блог ставропольского губернатора Валерия Гаевского. В своей неготовности общаться в блогосфере призналась глава СПб Валентина Матвиенко, ряд губернаторов заявили, что пока не очень получается блоготворчество.
Похвальна попытка вернутся в ЖЖ заместителя губернатора Челябинской области Андрея Косилова. Он поначалу разочаровался в блоге, но год спустя вернулся, чтобы попытаться еще раз начать использовать этот ресурс. Дважды становился блогером и руководитель Ленинградской области Валерия Сердюкова. Несмотря на то, что его заброшенный блог на региональной площадке практически так и не заработал, он пошел на создание нового блога и, более того, - решил сделать его инструментом для принятия управленческих решений. Так, на заседаниях регионального правительства,  уже публично разбираются те вопросы, которые читатели задают в блоге губернатора.
Точно также, кстати, поступают и другие блогеры, активно осваивающие интернет-пространство – Белых, Зеленин, Жилкин, Морозов, Чиркунов. Более того, их активность в блогосфере становится стимулом для развития интернет-коммуникаций в регионе. Свои блоги создают члены правительства, депутаты. Губернаторы встречаются с наиболее активными региональными авторами, пишущими в свои интернет-дневники. Звучит и ряд других инициатив, связанных с развитием компьютеризации этих регионов. Одним образом, губернатор-блогер становится не только доступнее, но и быстрее понимает, что интернет – это сегодня, на самом деле, хорошее подспорье в развитии его региона.
И, все же, большинство губернаторов по-прежнему чураются блогосферы. Дело даже не в том, что они не хотят лично вести такие дневники. Дело в том, что большинство по старинке недооценивают роль интернета в сегодняшней жизни общества. Опыт исследования блогов губернаторов показывает, что «свято место» и в этом случае пусто не бывает. Если губернатор не намерен занять свою «нишу» в интернете, найдутся те, кто это сделают за него. И, как оказывается, не всегда в интересах этого самого губернатора.
Создание блога сегодня становится не просто модным. Звучат мнения, что использование интернет-ресурсов будет и вовсе одним из критериев оценки эффективности губернаторов. Ведь мнение интернет-сообщества о ситуации в том или ином регионе сегодня звучит все громче.
Поэтому главам субъектов ничего не остается, как искать варианты своего присутствия в блогосфере. Где-то это может быть просто микроблогинг – и целый ряд губернаторов уже присутствуют в Twitter`е. Где-то это может быть персональный сайт или страница на региональном сайте. А где-то и вовсе блог на каких-то популярных площадках, как Живой журнал или что-то еще.
Резкий рост губернаторский блогов не прошел незамеченным для блогосферы. Появился сайт gosblogi.ru, где осуществляется постоянный мониторинг записей в блогах чиновников, в том числе и губернаторов. Списки и рейтинги таких блогов составляют различные СМИ, в том числе Forbes, «Ведомости». В сети работает и ряд других ресурсов – сайт gov-gov.ru, например или сообщества в ЖЖ. Способствует привлечению к теме и постоянное внимание федеральной прессы, телевидения и радио. Публикации и сюжеты на эту тему становятся уже регулярными…
Отношение же в целом блогосферы к такой тенденции, разумеется, не однозначное. С одной стороны, людей, конечно, интересует, что происходит в регионах, как оценивают это политики. С другой, тенденция, когда вместо блогов начинают предлагаться суррогаты, конечно, это становится предметом критики. Достается, причем, всем, в том числе и самом «старому» и активному блогеру-губернатору Никите Белых и такому же продвинутому пользователю Олегу Чиркунову. У пермского губернатора в ЖЖ есть даже антипод – АртиЧиркунов, который пишет регулярно в свой дневник.
Eсли судить по недавнему исследованию Public.ru, информационная востребованность губернаторов в интернете по-прежнему очень высокая. При этом тот факт, что в первой тройке наиболее этого рейтинга те, кто по каким-то причинам не имеют своих блогов, тоже показательна. Губернаторам есть что рассказать интернет-сообществу. И, если они найдут способ подачи этой информации, то вправе рассчитывать на адекватную реакцию, оперативную обратную связь, так необходимую дискуссию по основным проблемам и вопросам в жизни региона, о которой практически каждый из губернаторов говорит в своих вступительных записях.
Блог губернатора может на самом деле стать полезным с точки зрения повышения эффективности работы власти в регионе, может способствовать продвижению территории. И тут те, найдут способ стать и оставаться интересными блогосфере, конечно смогут рассчитывать на дополнительные дивиденды в виде роста доверия, как внутри региона, так и за его пределами.
В завершение несколько слов о проекте «Губернаторы 2.0», автором которого я являюсь. Почему я решил проанализировать работу региональных лидером в сети, зачем мне это? Мне, как человеку, имеющему непосредственное отношение к коммуникациям, интересно, как этот новый для российской политики инструмент используется сегодня в регионах. При этом интересен был именно опыт губернаторов, которые во многом являются инициаторами всех процессов, происходящих в их областях, республиках или краях. Приложение

Проект «Губернаторы 2.0».

Список блогов губернаторов (и губернаторов, собирающихся стать блогерами)
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Белгородская область - Евгений Савченко, блог на сайте губернатора

Брянская область - Николай Денин, блог на сайте администрации
Воронежская область - Алексей Гордеев, решил создать блог

Калужская область - Анатолий Артамонов, блог на персональном сайте

Костромская область - Игорь Слюняев, блог в ЖЖ

Курская область - Анатолий Михайлов, блог в ЖЖ (лжеблог, уже исчез)

Липецкая область - Олег Королев, блог на сайте губернатора

Город Москва - Юрий Лужков, три блога в ЖЖ – все не настоящие

Тамбовская область - Олег Бетин, собирается создать блог

Тверская область - Дмитрий Зеленин, блог в ЖЖ

Тульская область - Вячеслав Дудка, блог в ЖЖ

Ярославская область - Сергей Вахруков, хочет стать блогером ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Астраханская область - Александр Жилкин, блог в ЖЖ, есть еще два блога в ЖЖ– не настоящих

Волгоградская область - блог для Анатолия Бровко был открыт в ЖЖ, сейчас не работает

Краснодарский край - Александр Ткачев, блог в ЖЖ создали анонимы

Ростовская область - Владимир Чуб, блог на сайте администрации области СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Ставропольский край Валерий Гаевский, на сайте губернатора СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Вологодская область - Вячеслав Позгалев, блог на региональном сайте

Республика Карелия - Сергей Катанандов, блог на официальном сайте

Ленинградская область - Валерий Сердюков, блог на сайте тубернатора

Псковская область - Андрей Турчак, блог в ЖЖ

ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Кировская область - Никита Белых, блог в ЖЖ

Нижегородская область - Валерий Шанцев, блог на сайте губернатора

Пермский край - Олег Чиркунов, блог в ЖЖ

Самарская область - Владимир Артяков, заявил, что думает о создании блога

Удмуртская Республика – Александр Волков, блог на сайте «А и Ф в Удмуртии»

Ульяновская область - Сергей Морозов, сообщество в ЖЖ, блог на региональном сайте УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Курганская область - Олег Богомолов, на сайте администрации

Свердловская область - Александр Мишарин, блог на сайте губернатора

Ханты-Мансийский АО – Югра - Наталья Комарова, вступит в должность с 1 марта 2010 года (у Александра Филиппенко блог был на сайте администрации блог)

Челябинская область - Андрей Косилов, первый вице-губернатор, блог в ЖЖ СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Республика Бурятия - Вячеслав Наговицын, блог на региональном сайте

Красноярский край - Лев Кузнецов, еще до назначения пообещал завести блог

Новосибирская область - Виктор Толоконский, блог на региональном сайте

Омская область - Леонид Полежаев, блог на сайте губернатора

Томская область - Виктор Кресс, блог на персональном сайте ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Амурская область - Олег Кожемяко, блог на региональном сайте


При любом использовании материалов сайта ссылка на regionpr.ru обязательнаСоздание сайтов в Воронеже ART STUDIO