PR – сопровождение военно-политических акций США


В число сфер ведения боевых действий сегодня помимо земли, моря, воздуха и космоса включается и инфосфера. Само появление понятий «информационная война», «медиа-агрессия», «информационная безопасность» было обусловлено осознанием важности борьбы и победы на информационном пространстве в вооруженных конфликтах современности. В США по результатам исследований влияния информационных процессов на ход вооруженных конфликтов было признано целесообразным наличие «информационно-психологического обеспечения боевых действий». Формирование общественного мнения в направлении одобрения и поддержки военных акций собственного правительства является основной задачей специалистов по связям с общественностью. Создание количественного и качественного превосходства официальной точки зрения в СМИ осуществляется путем внедрения в массовое сознание стойких ассоциаций, схем и стереотипов, соответствующих стратегическим целям организаторов информационной кампании. Решение американской администрации о привлечении к участию в информационной экспансии частных PR-компаний было подкреплено выделением около 400 млн. долларов бюджетных ассигнований  на проведение PR-акций в десятках  государств.
В борьбе за общественное мнение специалисты по связям с общественностью всегда тесно взаимодействуют со специалистами в области проведения психологических операций и работе с гражданским населением. Операции Службы PR синхронизированы и скоординированы с боевыми функциями и усилиями других структурных подразделений американской армии. Их главной задачей является формирование образа ситуации, в контексте которого продолжение сопротивления видится бессмысленным, а противоборствующие вооруженные силы  в своих собственных глазах, в глазах своего населения, союзников, нейтральных стран и всей мировой общественности воспринимается как проигравшие. Успех в вооруженных конфликтах «не может определяться чисто военным понятием выигранного сражения», - говорится в «Полевом уставе армии США FM 33-5. Психологические операции». Иными словами, признание окончательной победы возможно лишь при общественном одобрении действий вооруженных сил. Поэтому вполне уместной и обоснованной выглядит поговорка американских журналистов о том, что «Пока CNN не объявило о победе американских войск, победы нет».
В ходе антитеррористической операции в Афганистане для устрашения противника и информационного обеспечения гуманитарных операций американское командование использовало самолеты ЕС – 130Е из состава 193-го авиакрыла специальных операций ВВС национальной гвардии США в Гаррисберге, (штат  Пенсильвания), оснащенных телерадиовещательным комплексом «Командо Соло-2». Радиовещание с бортовых радиопередатчиков осуществлялось на языках дари и пушту на средних и коротких волнах. В целях расширения слушательской аудитории над различными районами Афганистана с американских самолетов было сброшено до 100 тысяч радиоприемников с фиксированной частотой. Ранее два самолета ЕС-130Е/J, передислоцированные на авиабазы Авиано (Италия) и Рамштейн (Германия), использовались в военной акции «Союзная сила» против Югославии. Самолеты барражировали по периметру югославской границы на высоте 9 - 10 тыс. метров и вели трансляцию радио- и телепередач на сербохорватском и албанском языках с 11.00 до 13.30 по местному времени. По решению военного командования НАТО был сформирован специальный орган радио- и телепропаганды «Радио и телевидение союзных сил» и вскоре в эфире появились телевизионная станция «Объединенный голос НАТО» и радиостанция «Иван».
В ходе военной кампании в Ираке информационное противоборство вступило в фазу, характеризующуюся потерей США новостного круглосуточного доминирования. Сразу несколько частных спутниковых арабских каналов приступили к прямой трансляции военных действий с откровенно проиракских позиций, усиливающих антиамериканские настроения в арабском мире. По словам эксперта в области масс-медиа Хусейна Амина, «впервые в истории нам предлагают хорошо выстроенную сетку круглосуточного новостного вещания, включающую в себя репортажи с передовой, которые производят грандиозное впечатление». Новости на этих каналах концептуально отличаются от взглядов американских и английских СМИ. Они «рассказывают о потерях среди иракцев, об их мужественном сопротивлении». В прямой эфир приглашаются арабские аналитики, которые комментируют «американские брифинги и пресс-конференции и указывают на допущенные их участниками ошибки и неточности – подобно тому, как в Великобритании это делают английские эксперты. По мнению арабов, их позиция объективна, а американцы считают ее предвзятой».
Нацеленные на Багдад объективы телекамер «Аль-Джазиры», «Абу-Даби» и «Арабии ТВ» превращали зрителей в непосредственных свидетелей ожесточенных бомбардировок иракской столицы. Арабские телеканалы поставляли эксклюзивные кадры международным СМИ. Разместив своих репортеров в зоне военных действий, арабские специалисты по связям с общественностью нередко опережали своих коллег из армии США в подготовке информации для срочных новостных сообщений. Вне военных частей на территории страны действовали 8 телегрупп «Аль-Джазиры». Только репортеры и операторы «Аль-Джазиры» получили разрешение на съемки и телерепортажи из Басры, второго по величине города Ирака.  От арабской аудитории не укрылось и существенное различие американской и арабской точек зрения в освещении событий в Ираке. Если американские и английские специалисты в области PR делали акцент на военных достижениях войск коалиции, то арабы большее внимание уделяли жертвам войны среди мирного населения. Высокопрофессиональная работа катарского телеканала разрушала позитивный имидж антииракской коалиции, создаваемый многочисленными PR-специалистами ВС США. Зарубежные СМИ, обладавшие меньшей свободой действий в Ираке, использовали материалы «Аль-Джазиры», подвергая ироничным насмешкам путаные сообщения американского командования о взятии Басры и порта Умм-Каср, о пленении целой иракской дивизии под Умм-Касром и т.п.
Деятельность «Аль-Джазиры» вызывала раздражение командования англо-американских войск, не только заявившего о превращении катарского телеканала в «рупор иракской пропаганды», но и вынужденного принять меры по минимизации действенности негативного освещения боевых действий ВС США и Великобритании в мировых СМИ. В Великобритании был создан специальный «штаб по исламским средствам массовой информации». Штатным расписанием в нем было предусмотрено специальное должностное лицо, отвечающее за тесное взаимодействие с представителями арабских СМИ. Для усиления информационного воздействия на население арабских стран в противовес «Аль-Джазире» было принято решение о создании спутникового телеканала «Аль-Арабия». И вскоре новый арабский телеканал, уставной капитал которого благодаря финансовому участию Саудовской Аравии, Ливана, Кувейта и ОАЭ составил 500 млн. долларов, начал круглосуточное вещание, заполняя эфир новостными и аналитическими программами. И хотя появление нового телеканала способствовало определенному улучшению имиджа военной акции коалиции, все же деятельность его была далеко не безупречной. Дело доходило до прямого выражения недовольства освещением боевых действий «Аль-Арабией». На «необъективное освещение войны и передачу неверных сведений» указал министр информации Кувейта.
Информационные операции, активным участником которых является  Служба PR ВС США, стали действенным фактором укрепления позиции страны на международной арене, позволившим создать видимость поддержки мировым общественным мнением действий англо-американской коалиции в Ираке. Поэтому особое внимание уделялось информационной нейтрализации стран, выступивших с осуждением войны против Ирака. Анализ мероприятий информационного обеспечения военной операции в Ираке позволяет сделать вывод об определенных успехах информационных структур ВС США и Великобритании в обеспечении:
- высокого уровня морально-психологического состояния ударной группировки вооруженных сил коалиции;
- устойчивой поддержки военных действий общественностью своих стран;
- одобрения военных действий коалиции или нейтральное к ним отношение общественности и правительств ряда государств мира;
- уменьшения международного влияния стран, выступавших против вторжения сил коалиции в Ирак.
В специальном докладе Независимой комиссии по публичной дипломатии, сформированной президентской администрацией с целью разработки рекомендаций по улучшению имиджа США за рубежом, уровень враждебности к США называется «шокирующим». Для рассеивания антиамериканских настроений и формирования позитивного образа США в мире и, прежде всего в мусульманских и арабских странах «требуются не тактические изменения, а стратегическая и радикальная трансформация всей работы по внешнеполитическому пиару». В рамках проекта по борьбе с антиамериканской идеологией и целенаправленного воздействия на внешнюю аудиторию МО США заключило с НПО SYColeman договор о размещении соответствующих материалов в СМИ других стран, независимо от присутствия в них военного контингента США и без прямой ссылки на американское правительство. Также планируется создание американских информационных центров в мусульманских странах для распространения западной литературы. Этим объясняется существенный рост числа переводчиков арабского и персидского языков в американских разведслужбах.
Несомненному усилению деятельности отделов по связям с общественностью послужило решение МО США о создании информационно-пропагандистской группы оперативного реагирования. Задачей формируемой из лучших PR-специалистов структуры, уже получившей название «информационного спецназа Пентагона», будет немедленное (в течение 48 часов) прибытие на место предполагаемой военной операции для создания  благоприятного идеологического фона в ее освещении средствами массовой информации.
Освещение деятельности ВС с помощью СМИ, особенно в зонах боевых действий, является, по оценке военных экспертов США,  важным компонентом  информационного противоборства в ходе вооруженных конфликтов. По взглядам военного руководства США, к проведению операций информационного противоборства относится и организация связей с общественностью. «Армейские связи с общественностью, - по мнению командования, - фундаментальный инструмент компетентного руководства, залог успешного и эффективного выполнения миссии».
Владимир Газетов, профессор, декан факультета PR института экономики и культуры,
Борис Липатов, вице-президент  IABC/Russia
  Врезка в середине статьи
«Армейские связи с общественностью - фундаментальный инструмент компетентного руководства, залог успешного и эффективного выполнения миссии».


При любом использовании материалов сайта ссылка на regionpr.ru обязательнаСоздание сайтов в Воронеже ART STUDIO