СИБИРСКОЕ ДАО ТАМАРЫ СОБОЛЕВСКОЙ


Знакомство с ТАМАРОЙ СОБОЛЕВСКОЙ, кандидатом филологических наук, директором одного из ведущих PR-агентств Новосибирска началось с просмотра сайта  агентства коммуникаций «Банзай» www.banzaj.ru.  Стало понятно, что это агентство – «с лица необщим выраженьем»…

- Тамара, а почему именно «Банзай»?
-  По многим причинам, главная из которых – созвучие нашего подхода к  жизни восточному (прежде всего, японскому) миропониманию. Многие постулаты даосизма и буддизма, особенно дзен, можно смело назвать нашей бизнес-философией. К тому же слово «Банзай» не нуждается в переводе.

- А что такое «Домашний кодекс самурая»?
- Это наше внутреннее кредо, которое не афишируется, но и не является тайной. На сайте «Домашний кодекс» выложен в разделе «За ширмами», то есть «внутренняя жизнь, доступная взору». Этот кодекс был размещен после очень детального и тонкого  обсуждения всем коллективом агентства… У нас ведь достаточно коллективистская идеология. В «Кодексе» по этому поводу написано: «Мы дали обет идти сообща. Никто не рвется вперед и не выскакивает в сторону. Одиноким звездам - место на небе». Однако, при этом соблюдается принцип личной ответственности: «Работаем вместе – отвечаем персонально». И главный, наверное,  постулат: «Нам не нужно казаться, нам достаточно быть».

- Круг клиентов Вашего PR-агентства разнообразен и широк. Как отразился кризис на ваших взаимоотношениях с Заказчиками?
- Их стало больше. Многие из тех, кто раньше довольствовался «имиджевой рекламой», осознали, что  PR- это вовсе не «архитектурное излишество», а автономная отрасль построения коммуникаций. Кризис заострил проблему доверия, причем во всех аспектах: доверия потребителя к брэнду или продукту (услуге), доверия одного партнера к другому… Стало понятно, что только рекламные технологии этих задач не решают, что необходим  полноценный комплекс общественных связей: по крайней мере, для бизнеса калибром выше малого.
Все наши партнеры стали более вдумчивы при формировании бюджетов. Кризис заставил не только отказаться от второстепенных и сомнительных средств (нишевые СМИ, провинциальный глянец и т.п.), но и чаще прибегать к профессиональным консультациям. Субъективно-вкусовой подход при выборе рекламных и PR-решений уходит в прошлое – «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Больше всего нам сегодня  задают вопросов по эффективности: клиентам важно знать, какими ее критериями мы руководствуемся.

- Охарактеризуйте PR-рынок Новосибирска. Насколько Вы удовлетворены уровнем профессионализма представителей PR-сообщества в регионе?
- Рынок есть, потому что его не может не быть. Все-таки Новосибирск – третий город России, центр крупнейшего федерального округа и т.д. и т.п. Хотя Казань юридически закрепила за собой термин «Третья столица России», и это - поражение Новосибирска. Поскольку в таком направлении, как PR территории, мы отстаем и от ближайших соседей – Томска, Красноярска,  Кузбасса. И не случайно. Главная проблема PR-рынка Новосибирска – это отсутствие «гамбургского счета» как между его игроками, так и во внешнем их сопоставлении представителями власти и бизнеса. А поскольку нет таких неформальных рейтингов, то в ситуации выбора  при наличии серьезных кандидатов-профи предпочтение нередко отдается пиарщикам  малоопытным. Или неумелым, что совпадает, но не всегда…

- Оцените уровень
PR-образования в регионе?
- Не так давно я написала об этом статью в журнал «Советник». И не потому, что являюсь (точнее, АК «Банзай» является) его представителем в СФО. А потому, что просто наболело. И в Новосибирске, и в регионе несколько лет назад случилась мода на открытие PR-специальностей в вузах самой разной масти - от  аграрных до театральных. Естественно, что при недостатке хороших преподавателей (особенно практиков) произошел «кризис перепроизводства» молодых PR-специалистов крайне низкой квалификации. Выпускники и, тем более, студенты, пытаются решать какие-то задачи, ничего не умея и почти ничего не понимая. Яркие личности встречаются – но они таковы  благодаря исключительно персональным качествам, а не  полученному образованию.

- Согласны ли вы с тем, что представители отечественной
PR-отрасли мало уделяют внимания продвижению своей профессии? 
- Даже о зачаточной тенденции как-то «единым фронтом» продвигать значимость своей профессии ( как у журналистов, ученых и т.п.) говорить не приходится. Самая расхожая позиция: «PR –это я и больше никто!».
Соответственно, если профессиональное сообщество разобщено и не отстаивает свои интересы, то его члены недооценены. В нашем регионе при сокращениях корпоративные пиарщики пострадали в первых рядах. Причем, уволили далеко не самых худших, Просто у руководителей бизнеса сработал никем не разрушенный стереотип отношения к PR-специалистам как к обслуге второго уровня необходимости.

- Ваше агентство является соорганизатором региональной PR-конференции. Представьте нашим читателям данный проект.
-  Конференция проводится совместно с журналом «Эксперт-Сибирь». Два раза в год  собираются ведущие специалисты со всего региона – Красноярск, Иркутск,  Кемерово, Новокузнецк, Томск, Омск… Приглашаем интересных докладчиков из Москвы, Санкт-Петербурга, но далеко не всегда они задают тон. Нынешней весной, например, слушатели отмечали, что самые интересные идеи стали рождаться в регионах.
Для подготовки конференций (прежде всего – их программы) создан экспертный совет из людей, которые реально работают в бизнесе и отлично понимают, что может быть интересно. Совет – открытая и живая структура.  В прошлом году в нем было 8 человек, а весной 2009  всего трое отлично справились с подготовкой конференции. Мы стремимся к частичной ротации состава экспертов, приглашаем новых людей со свежими идеями.
Главное,  что постоянно отмечают и слушатели, и выступающие на PR-конференциях – это очень живая и  доверительная атмосфера.  Некоторых спикеров буквально засыпают вопросами. При этом участники не боятся  поделиться собственными наработками. Москвичи отмечают, что в столице такая открытость почти не встречается….

- Вы довольно активно работаете с молодежью, хотя как я полагаю, не приносит Вам доход. Зачем Вам это нужно?

-Для очищения кармы. Говоря современным языком – это  моя форма отработки программы по социальной ответственности бизнеса. Кто-то чистит местные леса и дворы, устраивает приюты для бездомных собак,  а я пытаюсь чистить мозги будущим коллегам, натаскиваю и нянчусь, помогаю им в профессиональном становлении. Считаю, что здесь я полезнее, чем с мусорным мешком на берегу Оби…

- Если ли какая-нибудь особенность у регионального этапа «Хрустального апельсина», организатором которого является Ваше агентство?

- Главное -  комплексный подход. Для нас важно не просто отобрать студенческие работы, как-то оценить и отправить в Москву. Мы выстраиваем систему многоуровневой помощи в профессиональной подготовке конкурсантов: дополнительно проводим семинары и мастер-классы, экскурсии в PR-службы и издательские дома.
Для всех конкурсантов (а не только победителей) доступна специально созданная нами  база практических кейсов. Ведь студентам катастрофически не хватает понимания того, как реально идет работа. Здесь же собраны проекты как международного, так и федерального, областного, городского и даже районного уровня. Своими наработками уже поделились московский офис Банка Сосьете Женераль Восток, отдел по связям с общественностью Макро-регион "Сибирь" МТС, столичное агентство PR Partner. База постоянно пополняется. Мы специально собираем совершенно разный опыт, разные подходы,  разную логику и масштаб решаемых задач. Есть очень оригинальные проекты на уровне небольшого района города, И такой опыт не менее важен для студента, чем знакомство с масштабными программами компаний уровня Газпрома.
Кстати, видя сложности для студентов в приобретении практического опыта, мы специально  создали банк  PR-задач, реализацию которых компании готовы доверить учащимся (при наличии внятных предложений со стороны будущих пиарщиков, естественно).
Логическим продолжением  такой работы является наша база студентов, которые интересуются трудоустройством. Для наиболее активных из них мы организуем практику (хотя это дело очень хлопотное и неблагодарное), добиваемся бесплатного приглашения  участников «Хрустального апельсина» на образовательные семинары и конференции (если их проводим не мы).
В результате сам конкурс «Хрустальный апельсин» - это целое здание, построенное во благо трудолюбивых и пытливых студентов…

- Вы реализуете много проектов, проводите немало мероприятий, пишете для «Советника»,  и многое другое. А Ваш рабочий день  - это сколько часов?

- Мой рабочий день – ровно столько, сколько мне необходимо. Если не смотреть телевизор, то времени достаточно на очень многое.

- Какие бы основные рекомендации дали бы Вы студентам, будущим
PR-специалистам?
- Не питать иллюзий, что после завершения вуза учеба заканчивается. Она только начинается. Чтобы профессионально работать, читать профессиональную литературу теперь придется всю жизнь. В отпуске, по вечерам, в выходные. И это как минимум.
А еще – висеть в Интернете, выуживать оттуда все интересное и полезное. Выискивать интересные мероприятия и посещать их. Но, как правило, они требуют денег, не сообразных с получаемым эффектом «поумнения». Также следует помнить, что никакие конференции и семинары не заменят постоянного самообразования. Тем более – якобы «профессиональные» сборища в клубах и т.п. В нашем «Домашнем кодексе» недаром записано: «Не ищите нас на тусовках, в форумах и блогах. Мы тратим время на решение задач клиентов, зеленый чай и профессиональную литературу».

Чего и вам желаем!
Наша справка:
Тамара Соболевская – выпускница Новосибирского университета, кандидат филологических наук. В 2000 г. основала агентство «Банзай». Председатель Экспертного совета региональной PR-конференции, член Общественного совета при Управлении по делам молодежи Администрации Новосибирской области, руководитель Новосибирского представительства профессионального журнала по связям с общественностью «Советник», координатор Всероссийского студенческого конкурса в области связей с общественностью «Хрустальный апельсин»  по Сибирскому Федеральному Округу. Замужем, сыну 25 лет.


При любом использовании материалов сайта ссылка на regionpr.ru обязательнаСоздание сайтов в Воронеже ART STUDIO