Наша задача – давать всем одинаковый доступ к информации


Наша задача – давать всем одинаковый доступ к информации

Андрей Тутариков, начальник управления коммуникаций и общественных связей Правительства Ярославской области, представил свой доклад «Влияние кризиса на имиджевую информационную политику в Ярославской области» в рамках круглого стола «Стратегии развития регионов России: новый взгляд». Презентация вызвала большой интерес среди присутствующих, и редакция газеты «RuPoR» решила взять у Андрея интервью.

- Андрей, для начала, давайте представим Вас нашим читателям. Расскажите немного о себе.
Родился в Ярославле почти 35 лет назад. Работал там до лета 2002 года, в основном в маркетинге и консалтинге. После этого шесть лет в Москве в разных ресторанных компаниях, где занимался, соответственно, ресторанным маркетингом. Весной 2008-го года поздравил своего старого «ярославского» начальника с назначением на должность заместителя губернатора. И буквально через три недели вышел на работу уже здесь – в Ярославле. Женат. Трое сыновей.

- Чем вызвано Ваше участие в работе Фестиваля «Дни PR в Москве»?
Во-первых, послушать умных людей. Во-вторых, обменяться опытом. В-третьих, побывать дома – за шесть лет Москва стала моим городом. Но, пожалуй, главное – такие мероприятия позволяют оторваться от «текучки», вдохнуть новые идеи и потом внедрить их в жизнь на своей работе.

- Что является главными целями и задачами управления коммуникаций и общественных связей Правительства Ярославской области?
Задач много, и все они главные. А если серьезно, в глобальном плане – это реализация политики информационной открытости Губернатора и Правительства области. Учитывая огромное количество целевых аудиторий – жители области и других регионов, федеральные органы власти, мои коллеги – чиновники – нам, действительно, есть чем заняться. Все, что рассказывают региональные СМИ о работе исполнительной власти, прямо или косвенно проходит через наше управление. Наша работа построена на основе тринадцати (на сегодняшний день) бизнес-процессов. То есть это тринадцать самостоятельных направлений работы. Какие-то представляют собой отлаженный механизм, какие-то только создаются.

- Насколько нам известно, в основу работы управления, которое Вы возглавляете, положен программно-целевой принцип. Не могли бы несколько подробнее рассказать о об этом.
Все очень просто. Для того, чтобы представители наших целевых аудиторий, про которые я уже рассказал, получали полную и качественную информацию, необходимо отказываться от «событийного» подхода. Например, любое открытие новой больницы в Ярославской области – это не случай, это пример долгосрочной программы реформирования здравоохранения. Поэтому под любое событие – будь то открытие больницы или реформирование региональных финансов – мы выстраиваем специальный медиаплан. А медиаплан – это лишь часть комплексного информационного проекта. В него входят специально разработанная идеология, различные каналы коммуникации, разные ньюсмейкеры и их речи, разные СМИ. Под каждый проект разрабатывается специальный паспорт – идеология, маркетинговое обоснование, медиаплан, медиафакт, результаты и эффективность. Всего мы реализуем около тридцати проектов разной степени сложности.

- На одном из Интернет-порталов Ярославской области функционирует форум «Вопросы и ответы управления коммуникаций», где Вы являетесь одним из активных участников различных дискуссий. Чем обусловлено Ваше решение на такое общение с Интернет-сообществом? И как вы думаете, почему ваши коллеги из других регионов не следует вашему примеру?
К сожалению, в последнее время малоактивным. Дело в том, что участником я там бываю, в основном, по вечерам. А в последние два месяца работа заканчивается около 21.00 – не все еще хорошо у нас с точки зрения тайм-менеджмента и умения делегировать полномочия. Поэтому на присутствие в форуме не остается ни сил, ни времени. Но я туда вернусь. Потому что всегда рассматривал интернет как один из эффективных каналов коммуникаций, у которого своя специфичная аудитория. Кроме того, информационная открытость предполагает оперативные ответы на разные, в т.ч. острые вопросы. По этой причине я зарегистрировался на этом форуме без псевдонима. Честно скажу, работать на этом форуме непросто. Так как я там, в единственном числе от Правительства области, то и отвечать приходится и за себя, и «за дядю». А получить быстро ответ на неофициальный запрос от того или иного подразделения очень сложно. Мне просто – я пришел в чиновники из бизнеса. А тем, кто в органах власти работает много лет, сложно принять интернет как один из способов общения с миром. Плюс желание все согласовать с вышестоящим руководством – а интернет этого не терпит. Надеюсь, активное присутствие Президента страны в Интернет-пространстве изменит эту порочную практику. Потому что, признаюсь, в одиночку работать на форумах, где, в основном, представлены оппоненты, очень непросто.

- Одной из ваших инициатив стало введение специальной рубрики «Колонка чиновника» в одной из местных газет. Насколько данное нововведение востребовано ярославскими чиновниками и жителями области?
Сложно сказать. Колонка молодая, замеры мы еще не проводили. Сам я пока недоволен ее содержанием. Нет четкой идеи и плана публикаций. Но сделал это осознанно, чтобы понять формат и потом действовать более точечно и целенаправленно. Проблема колонки в том, что есть жители области, есть ярославские чиновники, есть аудитория конкретной газеты. И выбрать темы, полезные для всех трех, очень сложно. В идеале вижу эту колонку своеобразной площадкой, из которой понимающие люди должны получать сигналы о том, что происходит.

- Учредителями скольких СМИ является исполнительная власть Ярославской области?
Есть небольшой пакет акций одного из региональных телеканалов. Правительство является учредителем ГАУ Ярославской области «Информационное агентство «Верхняя Волга», выпускающего самый старый областной еженедельник. Конечно, есть планы по развитию и того, и другого.

- Насколько редакционная политика СМИ, в состав учредителей которых входит Правительство Ярославской области, контролируется со стороны Правительства или  управления, которое Вы возглавляете? И, на Ваш взгляд, должен ли вообще быть такой контроль?
Не сторонник контроля. Привык работать на доверии. Должно быть сотрудничество и понимание. Конечно, если ты работаешь в правительственной газете, ты должен понимать, на кого ты работаешь. Но есть и аудитория, которой ты доносишь информацию. Поэтому речь идет не о контроле, а об особом спросе с тех СМИ, учредителями которых мы являемся.

- При реализации информационной политики Губернатора и Правительства разделяете ли Вы каким-то образом СМИ на «свои» и «чужие»? Под «своими» следует понимать СМИ, учредителями которых является Правительство Ярославской области.
Не согласен. Есть разные подходы. «Своими» могут быть СМИ, с которыми у нас заключены договоры на информационное обслуживание. Соответственно, мы размещаем там материалы о том, как мы работаем. «Своими» могут быть СМИ, с которыми и без денег установлены нормальные отношения. Есть газеты, которые можно назвать оппозиционными. Но это их позиция. Наша задача – давать всем одинаковый доступ к информации и помогать в условиях кризиса. Сейчас, например, мы думаем о том, как помогать районным СМИ, учредителями которых мы не являемся. Но видим, что им сейчас нужна поддержка – и материальная, и моральная.

- Могут ли другие подразделения Правительства (департаменты, управления) вести свою информационную политику самостоятельно в рамках реализации своих программ и проектов? Поясним свой вопрос. Какой-либо департамент реализует один из проектов, и естественно, он должен информировать заинтересованное сообщество об этом проекте. Так вот, должен ли он с Управлением коммуникаций и общественных связей согласовывать свои анонсы, пресс-релизы и пост-релизы?
Я убежден, что координация должна быть обязательной. Как бы то ни было, департамент здравоохранения лучше нас знает, как лечить людей. Но мы лучше них знаем, каким образом, и в каких СМИ рассказывать об их работе. Поэтому любой информационный проект мы разрабатываем, потом активно обсуждаем, согласовываем. Потом мы занимаемся реализацией, а они дают нам информационные поводы, ньюсмейкеров, факты. Если же возникает необходимость и желание сказать что-то сверх запланированного – ради Бога. Только лучше нас проинформировать, чтобы мы видели общую информационную картину. Гораздо хуже и неуместнее, когда у того или иного департамента возникает непреодолимое желание согласовывать каждое слово с нами. На эти ненужные согласования уходит масса времени, которого всегда не хватает.

- Какие бы PR-проекты Управления, реализуемые в 2009 году, вы хотели бы выделить?
«Чистых» PR- проектов нет. Наверное, к ним можно отнести регулярные Губернаторские Форумы районных СМИ (запланировано 4 на этот год), мощный региональный этап конкурса «Патриоты России» со значительным премиальным фондом. Впрочем, все только начинается. Год мы думали, размышляли над имиджевыми проектами, совсем скоро они начнут реализовываться не от случая к случаю, а постоянно – от имиджа губернатора и Ярославской области до формирования здорового образа жизни среди наших земляков.

- Один из проектов администрации Ярославской области уже был участником конкурса на соискание Национальной премии «Серебряный Лучник». Как Вы считаете, нужно ли таким структурам как Ваше управление, принимать участие в такого рода профессиональных конкурсах?
Сложный вопрос. Мои коллеги считают, что обязательно нужно. Я прислушиваюсь к их мнению, поэтому поддерживаю. Но, признаюсь, мне еще нужно время и опыт, чтобы не просто участвовать, а побеждать в этих конкурсах.

- И, напоследок вопрос. Как повлиял кризис на имиджевую информационную политику в Ярославской области?
В Программе антикризисных мер Правительства Ярославской области информирование жителей о ситуации в регионе и работе органов власти названо одним из приоритетов. Это нас ко многому обязывает. С этой точки зрения кризис нам на руку – без работы не останемся. Плюс это проверка наших настоящих возможностей. С другой стороны, акценты мы поменяли. И очень существенно. Вместо «глобальных» информационных проектов мы работаем «точечно»: губернатор съездил в тот или иной район области, в резиновых сапогах прошел на новую ферму. Провел рабочее совещание, добился погашения долгов по заработной плате. Вот эта имиджевая информационная тема сейчас для нас важнее многих других. А кончится кризис – вернемся к глобальному. Всему свое время. В том числе в части имиджевой информационной политики.
Пользуясь, случаем, хочу сказать большое спасибо газете «RuPoR». На самом деле, вы первые, кому я даю столь развернутое интервью о работе нашего управления. Спасибо и новых успехов в вашей важной работе!



При любом использовании материалов сайта ссылка на regionpr.ru обязательнаСоздание сайтов в Воронеже ART STUDIO