Черноземье в зеркале федеральных СМИ


В феврале 2011 года аналитическое агентство «Смыслография» опубликовало медиа исследование «Коммуникационные рейтинги регионов РФ за 2010 год».  В апреле были представлены коммуникационные рейтинги регионов за первый квартал 2011 года.  Рейтинги вызвали широкий интерес у СМИ и экспертов.  
При разработке коммуникационного рейтинга регионов стояла цель выработать эффективный инструмент оценки медиа имиджа регионов на федеральном уровне. В частности отразить интенсивность освещения на федеральном уровне определенной тематической составляющей информационного поля региона.
Исходя из задачи, в качестве единого пространства для исследования были выбраны федеральные СМИ. Следующим этапом было формирование выборки федеральных СМИ. Проанализировав существующие средства массовой информации, был выделен список  изданий, который в целом формирует все информационные потоки на федеральном медиа пространстве, являясь своего рода первоисточником информации. Остальные СМИ либо являются узкоспециализированными, либо распространяют информацию уже заявленную ведущими ТОП 100 изданий. Кроме того, федеральные СМИ являются зеркалом, отражающим наиболее важные события в регионе. То есть они являются своего рода воронкой, через которую просачиваются только наиболее значимые события в регионе. И третье, анализ ТОП 100 федеральных СМИ позволяет получить объективную картину об имидже региона, который формируется  именно в федеральном центре.


Еще одна важная особенность методики заключается в том, что выстраивается не один, а несколько тематических рейтингов, каждый из которых ранжирует регионы в соответствии с преобладающей в них проблематикой. Чтобы корректно сопоставить регионы, их сравнивают по доле материалов, посвященных соответствующей теме, от общего информационного массива с упоминанием данной территории. Тем самым удается нарисовать тематическую карту каждого региона, выявив, какая повестка и где является наиболее актуальной.
Таким образом, получается не плоское представление об общем уровне внимания СМИ к региону, а фиксируется многогранная картина имиджа региона.


На основе полученных данных каждому региону присваивается балл, отражающий выраженность данной темы в поле региона. После этого все регионы ранжируются по 4 группам: от А (лидеры рейтинга) до D (аутсайдеры).


За I квартал 2011 г. представлены результаты по двум рейтингам – безопасности и модернизации. Первый ранжирует регионы с точки зрения защищенности граждан в отношении как антропогенных факторов (преступность, терроризм и т.п.), так и техногенных (ситуация на промышленных объектах), а также природных (пожары, наводнения и прочее). Второй сосредоточен на программах развития, в частности,  дорожной, транспортной, энергетической, телекоммуникационной и иной инфраструктуры, деятельности региональных администраций по поддержке малого и среднего бизнеса, привлечению инвестиций, содействию инновационным проектам. В рейтинге безопасности Воронежская область занимает лишь 62-е место. Этот результат едва ли можно считать успешным, если бы не одно обстоятельство, а именно, 71-е место в аналогичном рейтинге за 2010 г. Иными словами, в I квартале губернии удалось подняться на 9 мест, а, как говорят китайцы, «путь в тысячу ли начинается с одного шага».
Куда лучше дело обстоит с модернизационным рейтингом. Здесь Воронежская область сумела «зацепиться за тридцатку», обосновавшись на 23-й строчке. Причем в данном случае прогресс куда более ощутим, ведь в 2010 г. в «итоговом протоколе» губерния заняла лишь 58-е место. При этом стоит иметь в виду, что модернизационная проблематика является сейчас едва ли не важнейшей для страны, а значит, конкуренция здесь самая острая. И, безусловно, подъем в рейтинге представляет собой большой успех. Вопрос в том, удастся ли его закрепить.
Как же на фоне Воронежской области смотрелись другие черноземные регионы? В рейтинге безопасности они в целом выступили успешнее. Липецкая область заняла 5-е, Курская – 17-е, а Тамбовская – 22-е место. Лишь Белгородская губерния обосновалась «по соседству» с Воронежской – на 63-й строчке. Правда, результат западных соседей из Белгорода внушает, скорее, тревогу, ведь они опустились аж с 4-го места всего рейтинга. Связано это, прежде всего, с катастрофой самолета АН-148 5 марта. Курская область также несколько ухудшила свои позиции (в 2010 г. она заняла 8-ю строчку в рейтинге). Напротив, Тамбовская и Липецкая губернии осуществили сильный рывок с 53-го и 45-го мест соответственно.

Иная картина складывается при сопоставлении черноземных территорий в контексте модернизационной повестки. Здесь есть очевидный лидер в лице Липецкой области. В I квартале 2011 г. липчане добились второго, «серебряного» места в рейтинге после прошлогодней «бронзы». А это свидетельствует о стабильности – важнейшем залоге успеха в любом сопоставлении с конкурентами. Все остальные соседи ухудшили положение в общем зачёте. Тамбовцы, например, в 2010 г. замкнули двадцатку, а теперь оказались в пятом десятке. Белгородцы с 38-й строчки опустились на 56-ю, а курчане невзрачное 49-е место разменяли на ещё менее удовлетворительное 51-е. Правда, разница не слишком серьезная, поэтому не так обидно. С другой стороны, это ведь тоже стабильность, только с отрицательным знаком…
Победа же в обеих номинациях досталась, увы, регионам, далеким от Черноземья – Вологодчине в рейтинге безопасности, и Томской области – в модернизационном. При этом сибиряки второй раз подряд добились этого успеха, а их разрыв от ближайших преследователей (липчан) таков, что томичи в одиночку формируют группу «А», включающую регионы с абсолютно лучшими показателями по сумме баллов. В рейтинге безопасности таких территорий 14, но со стабильностью результатов дело обстоит чуть похуже. Прошлогодний победитель (Ханты-Мансийский автономный округ) на сей раз занял 16-е место и в группу «А» не попал: до неё югорчанам не хватило всего лишь полутора баллов и двух строчек рейтинга.
При сопоставлении регионов по итогам 2010 г. использовались и другие тематические рейтинги – связанные со спортивной и культурной повестками. Как поясняют специалисты агентства «Смыслография», аналогичные рейтинги в 2011 г. появятся по истечении более продолжительного периода, чем один квартал, за который федеральные СМИ просто не успевают отследить достаточное количество информационных поводов по всей стране. Играет роль и сезонный фактор: в первые месяцы нового года основные события связаны с зимними видами спорта, конечно, распространенными в России, но все же недостаточно широко.

В спортивном коммуникационном рейтинге за 2010 г. черноземные регионы выступили достаточно скромно. Лучшее место у белгородцев – 16-е. Воронежцы идут на 19-й строчке, при этом разрыв с западными соседями составил чуть менее одного балла. Курская и Липецкая область заняли 30-е и 31-е места, а тамбовцы оказались на далекой 60-й строке. Лидерство в спортивном рейтинге ожидаемо досталось Краснодарскому краю – региону проведения сочинской зимней Олимпиады-2014. При этом разрыв со вторым местом – Кабардино-Балкарской республикой – составил рекордные 50 баллов. Можно ожидать, что в 2011 г. по крайней мере отставания будут не такими существенными – хотя бы благодаря обсуждению планов по подготовке к мировому первенству по футболу в 2018 г.
В коммуникационном рейтинге по культурной повестке регионы Черноземья также пока не добились больших успехов. Лучший результат у Курской области, занявшей 25-е место по итогам 2010 г. За ней следуют тамбовцы с 43-м результатом. Воронежцы оказались лишь 47-ми. Липчане и того ниже – на 58-м месте. Наконец, хуже всего дело обстоит у белгородцев, оказавшихся «в подвале» рейтинга, – на 7-й строчке с конца. При этом за исключением Белгородской губернии все остальные черноземные области вошли в группу «В», состоящую из «середняков». В лидирующей группе «А» расположились три региона из Северо-Западного административного округа: Псковская область, Республика Карелия и Санкт-Петербург.

В целом коммуникационные рейтинги агентства «Смыслография» высветили достаточно ожидаемый итог, а именно, сравнительно малую представленность Черноземья в целом и Воронежской области в частности в федеральных СМИ. Ситуация выглядит дифференцировано в зависимости от тематического блока; как уже говорилось, в модернизационном рейтинге Липецкая область демонстрирует стабильный успех, а Воронежская, во всяком случае, положительную динамику. Но в целом можно констатировать, что конкуренция между территориями за благоприятный образ на федеральном уровне усиливается. А это значит, что понадобится приложить дополнительные усилия для того, чтобы не только добиться попадания в лидерскую группу, но и даже сохранить текущие позиции.
Кроме того, коммуникационные рейтинги позволяют проводить своеобразную диагностику имиджа территории у аудитории федеральных СМИ. Иначе говоря, образ каждого региона включает сильные и слабые стороны, что дает возможность понять, где именно стоит прибавить. Очевидно, что Воронежской области нужно продолжать прибавлять в модернизационном рейтинге и усиливать позиции в культурной повестке, не забывая одновременно об удержании позиций в рейтингах по безопасности и спорту
Ольга Васильева , генеральный директор аналитического агентства «Смыслография»


При любом использовании материалов сайта ссылка на regionpr.ru обязательнаСоздание сайтов в Воронеже ART STUDIO