PR–средства и информационно-коммуникативные ресурсы бундесвера


Эффективное выполнение задач военного строительства нуждается в постоянной и действенной поддержке военного управления со стороны органов власти и широкой общественности. Политическое руководство стран-членов НАТО по примеру США инициировало создание специальных структур по связям с общественностью в составе вооруженных сил.
 Основной целью их создания было формирование позитивного общественного мнения о вооруженных силах и проводимой в стране военной политике.

 В немецком бундесвере использование PR–средств и информационно-коммуникативных ресурсов при проведении миротворческих операций под эгидой ООН считается эффективным инструментарием снижения интенсивности применения вооруженного насилия. В процессе информационной деятельности появляется возможность избежать или быстрее завершить военные действия, добиться доверия и поддержки со стороны общественности, конфликтующих групп и населения в регионе конфликта, а также сформировать у объектов информационного воздействия заданный алгоритм поведения. Руководство информационной деятельностью осуществляется штабом печати и информации бундесвера. Результатом его системных PR–усилий является в целом благоприятное отношение к германской армии и оборонной политике со стороны государства, СМИ и населения.

Официальным органом министерства обороны Германии является еженедельная газета «Aktuell». Она выходит каждую неделю по понедельникам 45-й год подряд тиражом около 60 тыс. экземпляров. 50 выпусков в год. Ее регулярно читают около 370 тыс. солдат, офицеров и служащих бундесвера. Газета доставляется во все места дислокации немецких войск в стране и за рубежом, включая Боснию, Косово, Македонию, Афганистан и даже Африканский Рог. В репортаже о Фабиане Вайле, готовящемся к проверочным испытаниям в Центре подготовки резерва «Восток» сообщается о его будущей службе в Бранденбурге в телекоммуникационном подразделении в качестве  профессионального солдата. На фотоснимке Фабиан, сжимающий в руках повестку, в бюро капитана Олафа ХунаAktuell» постоянно помещает материалы о службе подразделений бундесвера в Афганистане. С февраля 2009 г. в зоне ответственности немецкого телекоммуникационного батальона Wesel 284 находятся сети и телефонные линии НАТО в Кандагаре. С последним номером газеты «AktuellZeitungfürdieBundeswehr» и ее архивом с 2002 г. всегда можно познакомиться на веб-сайте бундесвера.

С июня 2009 г. в полностью обновленном виде предстал перед читателями ежемесячный журнал бундесвера «Y». Сотрудники берлинского агентства Kircher Burkhardt кардинально изменили не только дизайн, но и саму философию журнала. Его объем составляет около 110 красочно оформленных страниц в формате DIN А-4. Под новым лаконичным названием «IF» стал выходить журнал, известный ранее как «IFDT» («Information für die Truppe»), основной задачей которого является информирование офицеров от имени генерального инспектора бундесвера.

Научными достижениями немецкой исторической науки делится с читателями хорошо иллюстрированный журнал военно-исторической исследовательской службы «Militärgeschichte».
Значительный интерес читающей публики вызывают печатные органы «близких к вооруженным силам институций».

 Ежемесячный журнал «Die Bundeswehr», являясь изданием одноименного общественного объединения, помещает разнообразные материалы, всесторонне освещающие различные аспекты военной службы. Ведущий внешнеполитический журнал Германии ежемесячник «INTERNATIONALE POLITIK» («IP»), издаваемый Немецким обществом внешней политики (die Deutsche Gesellschaft für Auswaertige Politik. - DGAP), предоставляя свои страницы известным ученым, публицистам и политикам, не обходит вниманием и внешнеполитическую миссию бундесвера. С аналитической статьей, посвященной немецкому присутствию в районе Африканского Рога, на страницах журнала выступил известный обозреватель Андреас Угал.

Союз резервистов немецкого бундесвера издает ежемесячный журнал «Loyal», среди прочих освещающий вопросы технического оснащения вооруженных сил. От имени католического военного епископата бундесвера издается ориентированный в большей степени на ВМС журнал «Kompass», девизом которого является «солдат в мире и церкви».

В марте 1986 г. увидел свет первый номер журнала «JS» с пояснением: «Журнал для молодых солдат». Издаваемый от имени евангелической церкви Германии журнал затрагивает на своих страницах различные вопросы, интересующие пришедшую на военную службу молодежь – музыку, игры, литературу, спорт и др. Журнал «JS» из месяца в месяц публикует смешные анекдоты и курьезные случаи под рубрикой «Мое веселое приключение в бундесвере». Это началось с публикации в марте 2007 г.  шутливой истории Йорга Людеке (Jörg Lüdecke) под названием «На танке по полю для гольфа». В апреле 2008 г. журнал полностью обновился, но веселые истории о службе молодых парней в бундесвере появляются по-прежнему под рубрикой «BW-Fun».

В Пресс-службе бундесвера, возглавляемой полковником Клаусом Бюкляйном (Klaus Bücklein), существует строгое распределение функциональных обязанностей среди офицеров. Оберст-лейтенант Уве Новицки (Uwe Nowitzki) – региональный руководитель по связям с  общественностью, одновременно является представителем пресс-центра на Балканах. Фрегаттен-капитан Роланд Фольгер-Вандер (Roland Vogler-Wander) отвечает за обеспечение общественности информацией о действиях бундесвера на Африканском Роге, на побережье Сомали, Ливана, а также в рамках миссий советников и наблюдателей. Оберст-лейтенант Йорг Лангер (Jörg Langer) представляет общественности контингент германских ВС в Афганистане.

Бундесвер заинтересован в установлении и развитии добрых отношений с национальной и зарубежной общественностью. Исследователь этого вопроса Мартин Готфрид Йозеф БокерY. Magazin der Bundeswehr», издаваемый МО Германии для всестороннего информирования войск. В первую очередь журнал обращен к солдатам, резервистам и гражданскому персоналу ВС. «Каждый служивший в ВС Германии знает «Y». Желающий купить «Y» найдет его в книжном магазине на вокзале». На службе он распространяется бесплатно.

Главным репортером журнала немецких вооруженных сил Мартин Готфрид Йозеф Бокер называет капитана Томаса Бракмана, побывавшего в Косово, Афганистане, Джибути, ходившего в плавание на подводной лодке «U16». Он одновременно  и солдат, и журналист, ведущий репортаж с места событий. Он – истинный «журналист бундесвера». И его «нельзя сравнивать с гражданскими журналистами, «вживленными» в американские военные патрули». Офицеры подразделений оперативной информации выступают с концептуальными материалами в гражданских органах печати для разъяснения военно-политических ситуаций, складывающихся в регионах и странах, в которых проводятся миротворческие операции с участием бундесвера. О нелегком пути к миру в Конго на волнах радиостанции «Deutsche Welle» поделился своими личными впечатлениями и переживаниями солдат подразделения оперативной информации в Киншасе докторант RWTH в Аахене Симон Вундер.

В то же время гражданские журналисты, желающие выполнять свой профессиональный долг в «горячих точках», получают особое предложение армейского командования после прохождения ими специальной подготовки в образовательном центре бундесвера в  Хаммельбурге. Штаб прессы и информации бундесвера направляет приглашение только хорошо подготовленным, высококвалифицированным журналистам, посылаемым за границу своими работодателями. Такое сотрудничество между бундесвером и профессиональным сообществом работников печати, с точки зрения  исследователя Мартина Бокера, представляется чрезвычайно полезным «для обеспечения личной безопасности и охраны здоровья» журналистов.

Суть недельного курса подготовки в Хаммельбурге состоит в «осознании опасностей», подстерегающих репортера в кризисном регионе. Среди прочего инструкторы бундесвера учат журналистов избегать встреч «с коварно замаскированными минами и зарядами», отрабатывают со слушателями курсов поведение в ситуации «захват заложников», имитируют условия и обстановку «гражданской войны» в кризисном регионе. Физические нагрузки для слушателей в дни обучения устанавливаются с учетом их психофизической конституции.

Бундесвер предоставляет журналистам и возможность сопровождать подразделения ВС в зонах военных действий. По признанию пресс-секретаря федерального МО, привлечение гражданских журналистов в районы боевых действий «не достигает таких масштабов, как это практикуется армией США». И, если «американцы интегрируют цивильных репортеров в боевые подразделения комплексно и на длительный период времени, бундесвер делает это в исключительных случаях и на ограниченный срок». Журналисты, желающие информировать общественность из зоны военных действий, обязаны получить специальное разрешение. При этом приветствуется приглашение даже критически настроенных журналистов. Так как «само министерство заинтересовано в получении объективной информации с места событий».

Об активном стремлении ВС Германии к транспарентности свидетельствуют и другие важные начинания бундесвера в области усиления  публичности при наборе в армию. Особые надежды на успешную  презентацию бундесвера обществу возлагаются на деятельность пресс-офицеров в бригадах, на Интернет-выступления, различные публикации и т.д.

Коммуникативные возможности СМИ ВС Германии в полной мере используются не только для культурного информирования личного состава и информационного сопровождения военно-политических акций руководства страны, но и для создания позитивного имиджа бундесвера в глазах национальной и мировой общественности. Во время PR–кампаний по набору в армию печать ВС Германии предпринимает активные действия рекламного характера по привлечению молодежи в число абитуриентов в военные учебные заведения.

      Презентация военных училищ осуществляется, как правило, с большим размахом и использованием как традиционных, так и современных PR–методов профессиональной ориентации юношей и девушек. Пресса бундесвера постоянно публикует многочисленные, красочно оформленные материалы, посвященные перспективам обучения в военных училищах. Выходящая в электронном виде и распространяемая бесплатно среди молодежной аудитории газета «Info-Zeitung» подробно повествует о прелестях службы в люфтваффе. «Всё, что ты хочешь узнать о работе пилота ВВС, ты узнаешь из нашей новой газеты «Info-Zeitung», – обещают сотрудники этого печатного органа. Люфтваффе – лучшая перспектива для молодых людей. «Свяжи свое будущее с люфтваффе!».

     Ежеквартально издается и также бесплатно распространяется журнал бундесвера «Infopost», предназначенный «для целевой группы молодых людей». Журнал призван «побудить и вдохновить» их связать свою судьбу с вооруженными силами или в качестве профессиональных солдат, или в качестве гражданских служащих. Это достигается путем публикации статей по различным аспектам службы в немецкой армии. «Наша армия в текстах и изображениях». Наиболее популярными рубриками журнала являются «Тигр», «Боксер», «Фельдфебель». При этом все публикуемые материалы сопровождаются иллюстрированными глянцевыми фотографиями. Особый интерес молодых читателей журнала вызывает положение женщин-военнослужащих. Автором материалов о гендерных отношениях в германской армии является лейтенант Карин Кайзер (Karin Kaiser).

        «Очень полезным» посчитали читатели журнала «Infopost» появление на его страницах Хелми – маленького мультипликационного персонажа зеленого цвета в виде шлема. Хелми удачно «прячется» в многочисленных картинках журнала, внимательное изучение которых помогает отыскать «затаившегося беглеца». Победители получают из редакции различные подарки – рюкзаки, часы и т.д., а сотрудники редакции вступают в прямые контакты с потенциальными новобранцами.
        Подписку на журнал можно оформить у военных советников или даже по электронному адресу. Отдельные номера можно получить у сотрудников информационных стендов бундесвера, функционирующих на различных ярмарках.  ...Messe von einem Gefreiten der Bundeswehr angesprochen, ich war erst 14 Jahre, aber er hatte mehr Angst mich anzusprechen, als ich vor einem uniformierten Soldaten hatte.По признанию молодого человека, получающего журнал «Infopost» уже несколько лет, в каждом номере издания содержится много материалов рекламного характера, но также много полезной информации и фотоматериалов о службе в армии.

(продолжение читайте в следующем номере)


   В.И. Газетов, канд. ист. наук, профессор Академии военных наук и Военного университета МО РФ
Б.В. Липатов,
вице-президент IABC/Russia


При любом использовании материалов сайта ссылка на regionpr.ru обязательнаСоздание сайтов в Воронеже ART STUDIO