Мы такие разные и все-таки...




МЫ ТАКИЕ РАЗНЫЕ И ВСЕ-ТАКИ….
Записки о том , почему пиарщики спорят с журналистами.

Пожалуй, истории «противостояния» журналистов и пиарщиков – это краеугольный камень во взаимоотношениях, одно из неминуемых препятствий и помех в работе тех и других. По мнению журналиста - пиарщик просто спит и видит: как-бы обойти все мыслимые и не мыслимые препятствия на пути бесплатного размещения в СМИ нужных ему(его клиенту) материалов. По мнению специалистов по связям с общественностью – журналисты - это наглые, циничные шантажисты и вымогатели, для которых любое упоминание названия конкретной фирмы –это реклама, требующая оплаты. Давайте попробуем разобраться: как обстоят дела на самом деле? Сделаем это на основе взаимоотношений белгородских журналистов и PR-специалистов. Тенденции, прослеживающиеся на белгородчине, в основном, характерны для всего Черноземья, поэтому данная попытка анализа позиций и аргументов может быть полезна обеим сторонам, находящимся по разные «лини фронта» борьбы за умы читателей, и в конце концов – за узнаваемость.
Давайте рассмотрим: какие стереотипы существуют и можно ли их разрушить, гармонизировать, так сказать, отношения между прессой и PR-специалистами?
Первый барьер, зачастую непреодолимое препятствие на пути пиарщиков – ссылки представителей четвертой власти на закон «О рекламе» и антимонопольный комитет. Позиция главредов такова: всякое упоминание названия фирмы, организации, фамилии бизнесмена в любом контексте – это реклама, следовательно оно, это упоминание возможно в эфире и на страницах СМИ только за деньги. Никакие уверения пиар-мэнов о том, что это – всего лишь достоверная информация, распространением которой и должны по роду профессиональной деятельности заниматься СМИ БЕСПЛАТНО, о том, что деятельность газет, радио и ТВ регулируется еще и Законом «О СМИ» -не действует. Доходит до абсурда. Городская газета, работающая на деньги налогоплательщиков и финансируемая из городского бюджета отказалась бесплатно опубликовать информацию о награждении некоего помывочного заведения (бани) Благодарственным письмом от мэра и администрации. Никакие «железные» аргументы пиарщика вроде тех, что баня безвозмездно оказывает услуги ветеранам войны, за чисто символическую плату обслуживает военнослужащих расквартированной в городе части, тесно работает с городским комитетом по социальной защите и в конце концов, что это Благодарственное письмо – не блеф, а реальный документ в рамочке с подписью мэра – вот он. Нет, никакие из этих аргументов не убедили главного редактора газеты просто опубликовать фактическую информацию. Не смотря на то, что информация давалась накануне Нового года и пиарщики ее «упаковали» в интересный и читабельный вид. Почему? Просто редактор хотел получить деньги, ибо баня эта ранее была городской и принадлежала коммунальщикам, а теперь – ее взяли , отремонтировали и продолжают реконструировать бизнесмены. А у них есть деньги, которые надо с них получить на поправку газетного бюджета. Скажете – частный случай и так топорно главреды не работают? Да нет, я таких фактических примеров вам приведу с именами и фамилиями несколько десятков. Думаю, что и мои коллеги – тоже. На фоне этого заверения о том, что газетные площади не резиновые и публиковать всякую чепуху городская газета не обязана как – то не убеждают, потому как масса горожан каждое лето мается без горячей воды, а большая часть живет в домах вообще без коммунальных удобств и эта информация для них была важной.
Препятствие второе: любые социальные и благотворительные инициативы воспринимаются журналистами как реклама тех, кто этой деятельностью занимается. Пока нищий городской зоопарк пытался достучаться до высоких чиновников, пока его сотрудники жаловались на плохие условия для содержания животных и недостаток теплых вольеров СМИ милостиво обнародовали «ужастики» их жизни животных. Как только на помощь зверюшкам пришла частная фирма и пиар-специалисты попытались привлечь внимание не только к проблемам зоопарка, но и в целом рассказать о его многогранной деятельности – все изменилось. Что изменилось? Да теперь пресс-релизы на фирменном бланке пиар-агентства, пресс-туры и презентации наводили на мысль о благополучной жизни зверят и сотрудников зоопарка. А раз так - о хорошем будем писать только за деньги! На вопрос: а почему? был ответ: а потому! Без комментариев.
Препятствие третье: сами пресс-службы, особенно в крупных корпорациях развратили прессу денежными вливаниями. Особенно это касается филиалов крупных энергетических компаний и компаний работающих в сфере коммуникаций. Любой пресс-релиз встречался счетом на оплату рекламы. И пресс-службы незамедлительно оплачивают. Головные столичные офисы требовали выхода энного количества информации в заданный временной период, а о том, что размещать ее, информацию, надо бесплатно, никаких указаний не было. Заплатим – деньги-то есть, нам что? Эта готовность платить именно за информацию, подчеркиваю, не за пиар-материалы, а за информацию, затрагивающую интересы нас с вами, читателей, за информацию, распространение которой и должны заниматься СМИ – эта готовность привела к убеждению , что абсолютно вся информация, исходящая из пресс-служб не государственных структур должна быть оплачена. Некоторые, особо креативные редакции дошли до того, что за размещение материалов без грифа «на правах рекламы» требую оплату с 25% наценкой, «за риск», так сказать. Нужно ли потом удивляться, что за размещение новости о благотворительном детском празднике, проведенном фирмой N, у нее, фирмы, требуют деньги? Слабые попытки нового сотрудника пресс -службы воспротивиться такому рэкету, ее пояснения, что это был большой затратный социальный проект встретили невозмутимый аргумент: раньше вы всегда платили, поэтому писать о вас будем только на коммерческой основе. Часто в отместку за отказ пиарщиков платить информация берется из присланного пресс-релиза, публикуется, но в материале нет ни намека о том: кто организовал детский праздник и кто дал сведения о его проведении. Скажете – мелочь, надо порадоваться, что вообще написали? Это слабое утешение для руководства фирмы-организатора и поверьте, бизнесмен подумает сто раз: а может ну ее в болото, эту вашу социальную ответственность, раз ничего кроме огромных затрат и морального удовлетворения все равно не получишь? Почему-то в этих случаях наши пишущие коллеги не вспоминают о том, что 15% их эфира и печатных площадей должны быть отданы на социальную рекламу. По закону, кстати.
Препятствие четвертое, банальное – «человеческий фактор»: простая человеческая зависть («они там та-а-акие зарплаты получают!» и «у них там та-а-акая техника в пресс-службе!» ) и всеобщий пофигизм: «а оно мне надо?» Как тут быть – понятно, нужно проявлять профессионализм, учитывать особенности психологии, выстраивать долговременные человеческие связи но частенько сами сотрудники пресс-служб эти факторы игнорируют. Не секрет, что «на пиарщиков» повсеместно учить в институтах стали совсем недавно. В провинции в профессию большинство пришли из смежных областей, больше всех - из журналистики. И когда в неформальной тусовке за рюмкой чая, новоиспеченный пресс-секретарь сельскохозяйственного холдинга говорит вчерашнему коллеге из редакции «ты знаешь, я просто в шоке от того, какую зарплату мне платят ни за что» и при этом делает круглые глаза – воображение последнего рисует, по меньшей мере, сокровища из пещеры Али-бабы.
Как быть? Что можно сделать в этой ситуации? Рецепт один- нужно знать технологии и особенности бизнеса каждой стороны.
Автор: Сахневич Галина Анатольевна, Советник по стратегическому развитию ОАО «Кондитерская фабрика «Белогорье», г.Белгород


При любом использовании материалов сайта ссылка на regionpr.ru обязательнаСоздание сайтов в Воронеже ART STUDIO