Стратегии продвижения региона в коммуникационном пространстве


В настоящее время имиджевая привлекательность любого российского региона зависит как от его потенциала региона, так и от того, как этот потенциал используется. Отдых, туризм и путешествия по миру онлайн!

Социологические исследования, проведенные сотрудниками социологической научно-исследовательской лабораторией Курского государственного университета в 2006-2010 гг. на территории Курской области («Социологический портрет региона: Курская область», «Курская область и ЦФО в динамике социокультурных измерений»), показали наличие высокого природного, социального, историко-культурного потенциала региона и вместе с тем его недостаточное применение. Интернет-опрос, проведенный летом 2009 года на портале KURSKSITY, охвативший более 300 респондентов, показал, что 69 % из них оценивают свой регион как «отстающий», хотя объективные данные свидетельствуют о том, что область занимает срединные позиции как среди регионов ЦФО, так и по стране в целом. Проведенные исследования проявили также необходимость повышения динамичности развития региона. По сути, исследования носили поисковый характер, так как  проявили основные тенденции и проблемы развития региона, его реальные и потенциальные возможности. Следующим шагом в социологическом изучении специфики региона является построение нормативного прогноза развития региона, выработка стратегических ориентиров и разработка соответствующих проектов и программ. В частности, речь идет о разработке и реализации проекта по продвижению позитивного имиджа региона в коммуникационном пространстве – на межрегиональном, федеральном и международном уровнях.

К основным стратегическим направлениям продвижения региона можно отнести: повышение конкурентоспособности расположенных в регионе и вновь образуемых предприятий промышленности и сферы услуг; активное привлечение в область новых предприятий, связанных с индустрией в сфере культуры; привлечение внимания федеральной власти к проблемам и достижениям региона; повышение степени идентификации граждан со своей территорией проживания, усиление привлекательности области для перспективных соискателей, увеличение потока деловых и обычных туристов, а также интенсивное развитие экологического туризма, широкое вовлечение населения в процессы решения региональных проблем. Для продвижения региона в коммуникационном пространстве необходимо максимально использовать региональные ресурсы разумной экономической политики, а также информационной работы. Профессиональное продвижение информации о достижениях и преимуществах области сегодня выступает одним из важнейших и вместе с тем недоиспользованных стратегических резервов региона.
Особое значение при этом играет обращение к историческому и культурному наследию. Заметим, что тема использования культурного наследия в качестве фактора социально-экономического развития территории выступает сегодня одним из проективных направлений осуществления инновационной политики развития России и ее регионов. В частности, уже сегодня реализуются соответствующие проекты, охватывающие ряд областей России. Например, проект, захватывающий развитие расположенных в интервале между Москвой и Санкт-Петербургом Ленинградской, Новгородской, Псковской и Тверской областей. Целью данного проекта выступает сохранение и эффективное использование культурного наследия как ресурса социально-экономического развития регионов.  Его задача состоит в повышении востребованности и доступности объектов культурного наследия, находящихся между Москвой и Санкт-Петербургом, развитие вспомогательной инфраструктуры с созданием взаимосвязанной цепи региональных культурно-экономических кластеров. Следует отметить, что в разработке данного проекта экспертами выявлялись преимущества и слабые стороны его реализации, которые довольно близки к тем, что отмечаются сегодня в Курском крае. В качестве преимуществ отмечается географическое и транспортное расположение регионов, возможность интенсификации развития профессионального туризма в регионах, природные и культурные достопримечательности, осведомленность регионов относительно потенциала развития туризма. В качестве слабых сторон обозначены такие, как средняя покупательная способность на местном/региональном уровне, ограниченные возможности государственного и частного секторов в плане принятия на себя ответственности и риска за развитие туризма, историческая несущественность туризма для регионов, а также относительная ограниченность ключевых конкретных достопримечательностей для коммерциализации.
Мы полагаем, что в Курском крае следует повнимательней приглядеться к недоиспользуемому ресурсу, связанному с развитием культурного и экологического туризма и культурно-исторического наследия, – ресурсу, который следует оценивать в качестве многомерного и в потенциале многофункционального. Важно подчеркнуть, что его использование возможно лишь в рамках концепции устойчивого развития региона, подразумевающей как сохранение этого наследия, так и вписывание его в социально-экономические процессы, протекающие в территориальном региональном сообществе.

Евгения Когай
, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социологии и политологии Курского государственного университета, член Общественной Палаты Курской области


При любом использовании материалов сайта ссылка на regionpr.ru обязательнаСоздание сайтов в Воронеже ART STUDIO