Развитие человеческого капитала – как способ раскрытия потенциала Воронежа


В понятии «имидж города» можно выделить несколько составляющих, часть из которых носит более постоянный характер, а другие его компоненты меняются более динамично. В первую, стабильную часть имиджа входят исторический, природный, культурный и архитектурные компоненты, а ко второй, более изменчивой части – экономический, социальный, политический и интеллектуальный потенциал города на данный исторический момент.  
История воронежского края – возможно, самая разработанная часть имиджевой стратегии, а образы Петра I, А.В. Кольцова и И.С.Никитина присутствуют почти повсеместно – начиная от конфет местной фабрики и подарочных сувениров до названий улиц, театров и библиотек. Можно также вспомнить имена Платонова, Мандельштама и других известных людей, жизнь и творчество которых было связаны с нашим городом, однако бездумная эксплуатация только данной составляющей имиджа города создает ощущение, что образ Воронежа ориентирован больше на прошлое, и совершенно не сформирован в направлении своего будущего. Попытки некоторых специалистов использовать старые штампы типа «Воронеж – научно-технический центр Черноземья», также не очень удачны, так как все действительно выдающиеся достижения города, увы, остались в прошлом. А достижения воронежской промышленности были и немалые! Это и первый отечественный бытовой видеомагнитофон ВМ-12, и первый настоящий отечественный персональный компьютер «Электроника-85», и первый советский сверхзвуковой лайнер «Ту-144» и многое другое. Но будем реалистами – в настоящее время воронежский промышленный потенциал в области радиоэлектроники фактически уничтожен до основания, и восхищаться только старыми успехами – только «сыпать соль на раны» местечкового патриотизма.
В такой ситуации гораздо перспективней является максимальное раскрытие человеческого потенциала города, обращенного в будущее. Так повелось, что когда мы говорим о развитии имиджа того или иного города, то обсуждаем, как лучше «преподнести» его памятники архитектуры, культурные достопримечательности или промышленные предприятия, а реальные люди при этом нередко отходят на второй план. Но ведь любой город – это, прежде всего, его люди! Так давайте задумаемся – какой образ наших земляков складывается у наших соседей или жителей столицы? Ведь если образ искаженный или неполный, если он не раскрывает всех положительных черт жителей того или иного города, то это может негативно сказываться на инвестиционных проектах или туристической привлекательности региона.
Здесь нужно помнить простой закон PR-деятельности: или Вы влияете на имидж, или он влияет на вас. Исследований в этой области пока не много, но есть интересные проекты, которые могли бы послужить образцом для будущей работы. Я имею в виду проект «Символы Воронежа», который был успешно реализован в 2009 году.  Оттолкнувшись от данной идеи можно реализовать проект «Люди Воронежа», который мог бы включить как минимум три компонента.
Во-первых, это исследование того, какой образ воронежцев сформирован у жителей других городов и стран. Что думают о нас соседи по черноземному региону, жители столицы и гости из дальнего зарубежья? Для выяснения данного вопроса требуется проведение ряда социологических исследований, которые дадут точную информацию о возможных «слабых метах» имиджа воронежцев и способа его коррекции.
Во-вторых, нужно разработать план по улучшению имиджа наших земляков. Здесь мы можем показать как успехи выдающихся представителей нашего города, так и чисто человеческие черты так называемых «простых» горожан – их открытость, доброжелательность и готовность помогать ближним. Таких позитивных примеров, на самом деле может найтись немало, и речь идет о том, чтобы выстроить их в единую систему. Особое внимание следует уделить успехам выдающихся воронежцев, а их у нас немало – о чем хотя бы свидетельствует недавно выпущенная  «Воронежская историко-культурная энциклопедия». В рамках данной работы можно организовать ряд конкурсов и викторин среди молодежи на тему: «Знаем ли мы своих выдающихся земляков?», в результате которых как воронежцы, так и жители соседних областей могут узнать много интересных фактов, повышающих гордость за Воронеж и его людей.  Подобные мероприятия консолидируют людей, возрождают в них дух истинного патриотизма, вызывают желание сделать что-то нужное и полезное для родного города.
Третий компонент будущей программы заключается в том, чтобы научить тех, кто создает что-то интересное, конструктивное, значимое для общества, уметь рассказывать об этом, пропагандируя свои успехи. Речь идет об организации обучения основ «пиар-работы» руководителей среднего и высшего звена как государственных, так и коммерческих организаций. Естественно, что в полной мере и с высоким качеством PR-деятельностью могут заниматься только профессионалы, но вот основы понимания того, как эту работу организовать, и какие ресурсы для этого нужны – должны знать все, кому не безразличен престиж родного города. Ведь не секрет, что бывает так что на том или ином предприятии творятся весьма интересные проекты, которые могли бы составить гордость нашего города, а знают  о них только узкие специалисты – а  в результате Воронеж «теряет очки» в заочном соревновании с другими городами России, что в данной ситуации не только обидно, но и непрофессионально.
Конечно, изложенные выше тезисы пока носят примерный характер, но они показывают тот вектор развития имиджевой стратегии, которая обязательно должна быть реализована, если мы хотим усиления роли Воронежа в нашем регионе. Без акцента на человеческий потенциал города нам вряд ли удастся вернуть утерянные позиции былой «Столицы Черноземья». Разработка и воплощение в жизнь подобной комплексной программы позволит внести существенные позитивные изменения в имидж города Воронежа, и повысят его привлекательность, как в экономическом, так и чисто психологическом плане. Ведь люди – это главная ценность любого региона, и вклад в развитие человеческого капитала эффективней любых других инвестиций, так как духовный компонент по определению имеет приоритет перед материальным.
Щербатых Юрий Викторович
, профессор кафедры психологии ВФ МГЭИ,


При любом использовании материалов сайта ссылка на regionpr.ru обязательнаСоздание сайтов в Воронеже ART STUDIO