Женщина в профессии и в обществе


Юлия Стоногина, Вице-президент IABCRussia, руководитель Комитета по международным связям Женщина в профессии и в обществеИз наблюдений за сестрами в Европе и Азии Европу и мир занимает женский тренд. Старая казалось бы тема «Женщина и ее место в социуме» опять в первой тройке. Может быть, тому причиной столетие первой международной конференции женщин (Копенгаген, 1910 год) и даты 8 марта.
Наверное, для России, отряхнувшей прах социализма со своих ног, это покажется странным, но 100-летие нашего Международного женского дня будет широко отмечаться Европой. По этому поводу Евросоюзом даже заказано специальное масштабное исследование в 29 странах, на тему «Лучшее завтра для женщин в образовании и трудоустройстве» (Россия входит в список). Его результаты будут озвучены 7-8 марта на конференции под эгидой Евросоюза в Турине.
Исторически положение женщины в обществе – это, в первую очередь, избирательное право и равные трудовые права с мужчинами. Если с избирательным правом все уже более-менее пристойно и в Европе и в мире, то тема «Женщина и труд» далеко себя не исчерпала даже в самых благополучных странах.
Если встает задача обеспечить женщинам лучшее профессиональное завтра, то вопрос: насколько неблагополучно их «сегодня»?
Во т какой информацией делятся женщины-блоггеры со всего мира на англоязычном сайте Women and Work (Женщины и Труд).
В Италии типично женские профессии (и наиболее важные в общественном смысле!) как учитель, теряют всякий престиж и оплачиваются по мизерным ставкам.
В Великобритании женщины зарабатывают на 22% меньше, чем мужчины на тех же должностях.
В Финляндии, стране формального равенства мужчин и женщин в профессиональной жизни, на деле с женщиной всегда «играют на понижение» - как в должности, так и в зарплате. Дискриминация также касается женщин детородного возраста, поскольку работодатель не желает принимать на себя декретные расходы.
Конечно, в Азии и вообще на Востоке, будь он средний или дальний, положение женщин в профессиональной сфере гораздо печальнее.
Как правило, женщина в Японии работает непродолжительный срок между окончанием вуза и замужеством. Это так называемые в японском сокращении о-эру (OL) – офис-леди. Они проводят в деловой среде довольно короткое время, не для того, чтобы сделать карьеру, но в основном, чтобы испытать на себе все возможные виды дискриминации со стороны коллег-мужчин.
Это хорошо иллюстрирует эпизод из японского фильма. К молодой женщине-менеджеру подлетает младший сотрудник и выкрикивает: Ёко-сан! Шеф немедленно ждет вас на совещании!
Целая гамма чувств на ее лице: изумление, гордость, радость, и поверх всего – мысль, что наконец-то ее ум и бизнес-способности привлекли заслуженное внимание. Она хватает папку с рабочими файлами и спешит на совещание, где перед ее глазами возникают 15 мужчин-менеджеров. Она извиняется и ищет для себя место; в это время шеф говорит: Ёко-сан, наконец-то Вы пришли, быстро приготовьте нам всем чаю!
Конечно, ситуация меняется. Многие женщины-японки, родившиеся в 70-х, уже не помышляют оставить службу и отказаться, таким образом, от собственной общественной жизни. Среди молодых девушек популярна журналистика, за должности телеведущих идут настоящие битвы.
Имея честь присутствовать в прошлом ноябре на китайском «региональном Давосе» - Global China Business Meeting – мне показалось, что в Китае женщин топ-менеджеров заметно много. Конечно, срабатывает закон больших чисел. К тому же, китайская бизнес-элита, состоящая из мужчин, постепенно глобализовалась. Китайские топ-менеджеры руководят отделениями своих компаний в США, Европе и арабском мире, их даже охотно нанимают глобальные компании, китайцы натурализуются за пределами родины. Китаянки в бизнесе, как правило, агрессивны и деспотичны, часто крикливы, работают на национальном уровне, слабо владея (или не владея английским). Известна фраза Мао-дзэ-Дуна о равенстве полов в Китае: «Женщины держит половину неба». И все же за равный труд китаянки получают на 40% меньше мужчин.
Интересна вот какая тенденция. С приходом цифровой цивилизации у женщин (даже самых угнетенных, восточных) появилась возможность самореализации. Будь ты хоть в гареме заперта, но если располагаешь компьютером и сетевым кабелем, вот тебе и отдушина, и самовыражение.  Что успешно доказывают многие «блоггеры в хиджабах» из арабского мира. Социальные медиа, и, в частности, блоггинг, стали одной из форм успешной борьбы за права женщин. Сетевые публицисты женского пола создают общественный резонанс, обостряют проблемы социума и способствуют подъему женского движения в своих странах.
В России такой феномен, как женский блоггинг, стопроцентно отсутствует. Имею в виду, как форма социального служения. Российские женщины в Интернете присутствуют массово, ведут ЖЖ, создают форумы – но все это, не побоюсь сказать, мелкотемье: либо лирические зарисовки барышень, либо небогатое творчество, либо доморощенная психология на темы неразделенной любви, браков с иностранцами и т.п. То есть, сетевые инструменты борьбы за свои гражданские и трудовые права игнорируются полностью. Не интересует эта тема российскую женщину. Почему? Может быть, в самом деле, у нас нет дискриминации по половому признаку?
Но неподкупная статистика показывает, что есть.
Так, в России университетское образование имеют 60% женщин против 40% мужчин. И все же, когда дело доходит до руководящих должностей, только 6% российских женщин занимают позицию СЕО (первого лица) компании. За последние 5 лет эта цифра никак не изменялась, несмотря на бурный рост экономики и появление новых профессий.
В сфере PR и коммуникаций, которой я принадлежу, 2/3 сотрудников всех уровней – женского пола, и в то же время большинство топ-менеджеров (директора, управляющие менеджеры) – мужчины. Среди представителей других «софтовых» профессий, пожалуй, одна только Наталья Касперская радует феминисток своей безусловной профессиональной состоятельностью.
Женщины в России принадлежат к ценному человеческому ресурсу, по своему образованию, личной активности, ответственной профессиональной позиции. Иностранные топ-менеджеры признаются, что предпочитают нанимать на работу сотрудников-женщин, отмечая, что при прочих равных у российских мужчин часто присутствуют неоправданно завышенная самооценка, нереалистичные зарплатные ожидания и более низкая лояльность к компании -работодателю(например, частая смена места работы).
И все же, при высокой оценке их рабочего потенциала, женщины в России не занимают выше, чем среднюю менеджерскую позицию.
По этому поводу Елена Федяшина, исполнительный директор Комитета-20 (объединение российских женщин-лидеров) говорит, что страна, которая инвестирует в образование женщин, а потом не использует должным образом их трудовой потенциал, просто-напросто обрекает себя на низкую отдачу от инвестиций.
В любом случае, промоушн женщин в современном экономическом обществе – это не исключительная проблема стран третьего мира или развивающихся рынков. Кто знает о том, что теме «Почему пол имеет значение» (в бизнесе) были посвящены специальные теледебаты, которые транслировала CNBC с Давосского Форума в конце января? Шестеро разнополых СЕО (три женщины и трое мужчин) из ведущих глобальных компаний обсуждали необходимость повысить процент женщин среди корпоративных лидеров. Препятствие в том, что на верхушке больших компаний всегда мужчины. Стало быть, ключ к равенству полов в большом бизнесе убедить мужчин-СЕО, что их компании будут действовать тем лучше, чем больше женщин будет  среди топ-менеджмента.
Сегодня задача европейской и международной политики – перевести добрые намерения в реальные эффективные действия, чтобы профессиональное равенство полов стало не формальным, а истинным.
--------------------------------------------------------------------------
При подготовке статьи использованы следующие данные:
Собственное исследование Комитета по международным IABCRussia в 2009 г.
Данные исследований Некоммерческого Партнерства «Комитет 20»
Открытая информация сайта WomenandWork


При любом использовании материалов сайта ссылка на regionpr.ru обязательнаСоздание сайтов в Воронеже ART STUDIO