Костомукша: опыт развития территории


В последнее время разговоры о территориальном маркетинге стали одной из самых популярных тем на всех уровнях власти. Об этом говорят губернаторы, градоначальники, общественные деятели, маркетологи, пиарщики. Все чаще тема выходит на страницы прессы.
Однако очень часто дальше разговоров дело не идет. С поражающей регулярностью. Нет ни конкретных проектов, ни четких планов. Такая вот тенденция.
Или – есть еще одна тенденция – все продвижение территории направлено лишь на то, чтобы чуть больше средств получить из федерального центра. И уже под это формируются конкретные проекты и планы…
Увы и ах! Реальным развитием ни в первом, ни во втором случае территории не занимаются. Даже получив солидные федеральные средства, регион или муниципалитет, не имеющий четкой стратегии своего развития, может просто потратить их на вещи сиюминутно более важные, но с точки зрения перспективы малооправданные.
Поэтому, - с деньгами и разговорами или без оного, - но территории, заинтересованные в том, чтобы по истечении нескольких лет добиться более значимых результатов, чем сейчас, должны во что бы то ни стало сформулировать стратегическую цель, к которой будут стремиться. Должны определить приоритеты своего развития, четко сформулировать результаты, которые ожидают. А, заодно, и тактику, как, собственно, эту цель достигать.
Это – преамбула. Разговор же в моем материале пойдет о небольшом карельском городе Костомукша, в котором я живу. И на примере которого, собственно, хотел еще раз обсудить вопросы территориального развития.
Город на границе
Итак, в начале несколько слов о самом городе. Костомукша – город, действительно, не большой, здесь проживает около 30 тысяч жителей. Он появился в начале восьмидесятых, когда здесь строился самый современный (и, по сей день) горно-обогатительный комбинат. Строительство комбината и города велось совместно финскими и советскими строителями – это был самый крупный проект Финляндии в СССР, позволивший в итоге дать толчок для развития достаточно депрессивных районов соседнего государства.
Но и для Костомукши участие финских строителей имело существенное значение. Город получился уникальный, непохожий на все остальные города. Архитектура, бережно вписанная в природный ландшафт – первое, что бросается каждому из гостей города.
Есть у города и целый ряд других особенностей. В том числе, например, то, что на территории Костомукшского округа находится старинная карельская деревня Вокнаволок— одно из тех поселений, где создавался всемирно известный эпос «Калевала». Эта деревня относится к разряду рунопевческих деревень Беломорской Карелии. Недалеко отсюда похоронен знаменитый рунопевец А.Перттунен, со слов которого собиратель карело-финского эпоса Э.Лённрот записал значительную часть «Калевалы».
Кроме того, несмотря на близость промышленного предприятия, Костомукша интересна и как экологически чистый регион, имеющий свои природные особенности. Достаточно сказать, что на территории Костомукшского округа существует заповедник «Костомукшский» и национальный парк «Калевальский».
Нельзя ни сказать и об экономических особенностях города. Костомукша имеет хорошую репутацию среди инвесторов, вкладывающих средства в развитие региона. Уровень инвестиций в территорию один из самых высоких в Республике Карелия. По своим финансово-экономическим показателям Костомукша неоднократно отмечалась на региональном уровне, а также была удостоена знака Министерства экономического развития РФ «Золотой рубль». Только что, в ноябре 2009 года, город был отмечен региональным правительством Карелии как лучшая территория по эффективности управления и одна из лучших по благоустройству.
При этом, конечно, нужно отметить, что город входит в число моногородов, коих в России, как известно, более 400. Основным предприятием в городе и сегодня является горно-обогатительный комбинат «Карельский окатыш», входящий в состав группы предприятий ОАО «Северсталь». Моногорода, в том числе и Костомукша, одними из первых «прочувствовали», что такое «глобальный экономический кризис». Скажем, в нашем городе об этом заговорили еще в середине октября прошлого года, когда основное предприятие города столкнулось с тем, что нужно в разы снижать отгрузку продукции металлургам.
Стратегия для моногорода
Вопросом диверсификации экономики моногорода, который сейчас обсуждается на самых высших уровня власти, в Костомукше обеспокоились достаточно давно. Связано это было и с тем, что черная металлургия, в которой работает «Карельский окатыш», - отрасль цикличная и там кризисы случаются регулярно. И с тем, что город находится на границе с Финляндией (в 35 километрах), поэтому имеет хорошие возможности для развития приграничного сотрудничества.
В 2002 году в городе была утверждена Стратегия развития территории до 2015 года. Документ получился весьма объемный, в его подготовке участвовали как специалисты самого города, так и ученые из Института экономики Карельского научного центра РАН. Многое из того, что предполагалось реализовать этим стратегическим планом, в городе было сделано. Так, появилось несколько промышленных предприятий с участием иностранного капитала (предприятия шведской IKEA, финской PKS group и др.), начал активно развиваться малый и средний бизнес. В результате, уже в 2006 году потребовалось вносить корректировки в разработанный документ, поскольку задачи, которые были сформулированы, как приоритетные, во многом были достигнуты. Так, скажем, одной из целью плана в 2002 году стоял вопрос о создании новых рабочих мест, однако в 2006 году встал другой вопрос – просто рабочие места ради рабочих мест не требовались, в городе, наоборот возник дефицит трудовых ресурсов. Новый документ был написан на период до 2020 года. Антикризисное будущее
В нынешнем году необходимость пересмотра стратегии развития Костомукши возникла вновь. Фактически разговор начался на одной из сессий летом нынешнего года. Обсуждая вопрос о перспективах развития в городе туризма, выяснилось, что хотя этот вопрос и является стратегическим, в бюджете на него денег не запланировано. Я предложил в таком случае вернуться еще раз к стратегии, чтобы пересмотреть этот документ и внести изменения в него с учетом изменившейся ситуации в экономике. Более того, предложил начать публичное обсуждение перспектив города, а также приоритетных направлений развития.
Начиная с июля в местной и региональной прессе было размещено несколько материалов, в которых своим видением о стратегии, направлениях развития делились и другие депутаты, представители администрации, общественные деятели. С открытым письмом к депутатам Костомукшского городского совета обратились и ветераны, предложившие активнее вовлекать в улучшение города жителей. Дискуссия, действительно, началась очень предметная и конструктивная Люди не только обращались в СМИ, но и приходили на прием к депутатам, задавали вопросы и предлагали идеи на встречах с руководителями города.
А, кроме обсуждения, была инициирована и работа по внесению изменений в стратегический план города. На сессии горсовета в августе был утвержден состав рабочей группы по корректировке этого документа, который практически еженедельно обсуждает этот вопрос. Возглавил рабочую группу Глава Костомукшского округа Вячеслав Шаповал.

Шесть перспектив

Что сделано за это время? Сделано я считаю многое. Первым этапом стала переоценка имеющегося стратегического плана. Документ, по мнению большинства участников, был прописан основательно и стратегические цели были сформулированы верно, однако, тактика достижения этих целей осталась не сформулированной. Не четко были обозначены и ожидаемые результаты, в том числе промежуточные, чтобы понимать насколько успешно реализуется стратегия.
В рамках этой работы было проведено анкетирование с целью определения сильных и слабых сторон города, оценки сложившегося образа Костомукши в глазах жителей и тех, кто приезжает в город, а также образа, который должен быть у города в будущем. Результаты анкетирования оказались весьма любопытными. Так, среди сильных сторон конкурентным преимуществом Костомукши многие отмечали географическое положение, перспективные международные транспортные коридоры, наличие стратегического плана развития города, наличие рекреационного потенциала и природных ресурсов. А среди недостатков, слабых сторон, чаще всего звучало слабое позиционирование города в системе экономических отношений, отсутствие брендов, а также недостаточность транспортной коммуникации.
В своих анкетах участники опроса также отмечали предпочтительные ассоциации для города, особенности территории, а также конкурентов с учетом предложенного образа Костомукши, который будет продвигаться в ключевых аудиториях.
Проделанная работа позволила составить перечень из 16 возможных направлений продвижения города. Были сформулированы основные и сопутствующие территориальные бренды, позитивные и негативные ассоциации этих брендов, сильные и слабые аудитории,  а также города, которые сегодня продвигают похожие бренды.
После достаточно длительных дискуссий первоначальный список сократился и сегодня обсуждается только 6 потенциальных направлений продвижения территории. Среди этих направлений – продвижение города, как «города здоровья», использование культурных традиций (Костомукша является местом провидения сразу нескольких фестивалей) и исторических особенностей территории, акцентирование на экологию, природные богатства, а также промышленный туризм. Все эти варианты в настоящее время оцениваются с разных сторон, в том числе и с учетом тактики продвижения формируемых образов в тех аудиториях, на которые мы рассчитываем. Работа предстоит еще достаточно серьезная, но, вне всякого сомнения, она будет завершена в самом ближайшем будущем. Более того, детализация, которая сейчас проводится по каждому из направлений, свидетельствует, что формирование единой цели продвижения территории и вовлечение в реализацию стратегии всех жителей – это основа успеха. Продвижение территории не может быть только делом властей, как не может быть эффективным, если направлено сразу во все стороны.
Часть конкретных идей уже учтены даже в бюджете города на следующий год. Кроме того, с учетом проводимой работы по продвижению территории заключен и новый побратимский договор с городами-побратимами Робертсфорс (Швеция) и Кухмо (Финляндия). Я сам участвовал в переговорах с побратимами и определении содержания будущего договора, поэтому могу подтвердить, что, действительно, этот документ составлен не как «протокол о намерениях», а как вполне конкретный документ, в котором предусмотрены взаимовыгодные мероприятия по продвижению всех трех территорий.
Подводить итоги проводимой работы еще рано. Но, можно сказать, о том, что уже сделать. Разговоры о поиске своего «места» в Костомукше давно уже перешли в предметную плоскость. И число участников этой дискуссии давно вышло просто за рамки городских властей. Этот вопрос обсуждается в бизнес-среде, некоммерческих организациях, обществе.

Еще раз об ошибках

Начал с типичных ошибок, связанных с территориальным маркетингом, – ими и закончу. Еще одна популярная ошибка – ожидание очень быстрых результатов. Между тем, как стратегия – вещь не сиюминутная и, как правило, ее результаты, как правило, требуют времени. Еще одна ошибка, связанная с этим, непоследовательность – ведь, не получая скорых результатов, соблазн все переписать очень и очень велик.
Надеюсь, те, кто сегодня задумывается о будущем своих территорий, понимают это и учитывают. Ведь итогом грамотной, четкой работы здесь является не только развитие конкретного города или региона, а и в целом повышение привлекательности России.

Андрей Замула
, заместитель председателя Совета Костомукшского городского округа


При любом использовании материалов сайта ссылка на regionpr.ru обязательнаСоздание сайтов в Воронеже ART STUDIO