Два сценария для воронежского губернатора


Предлагаем читателям нашей газеты познакомиться с частью доклада Дмитрия Нечаева на заседании дискуссионного политического клуба, учрежденного при ассоциации центров политического консультирования ЦЧР. Своим докладом Дмитрий Николаевич открыл обсуждение темы «Сможет ли губернатор Алексей Гордеев сделать Воронежскую область витриной Центрального Черноземья?»   Два сценария для воронежского губернатора Получится ли у воронежского губернатора Алексея Гордеева вывести свою территорию с 60-х или 70-х мест среди субъектов РФ по ключевым социально-экономическим показателям в разряд передовых или середняков?
Скажу сразу: и да, и нет. Заявленная им стратегическая задача – за первые 5 лет добиться того, чтобы Воронежская область вышла в тридцатку лучших территорий России – выглядит сложной и труднореализуемой. Равно как и задача за 10 лет вывести Воронежскую область в 15 лучших субъектов Федерации представляется практически непосильной и, учитывая сегодняшнюю кризисную ситуацию, нереалистичной.
В заявленной Алексеем Гордеевым позиции на ближайшее время видится и чрезвычайно амбициозная цель, которая дает шанс Воронежской области, ее уставшему от безысходности населению, и крайне рискованная заявка на перспективу. И в последнем случае рискует не только он сам, но и вся территория. Неудача Гордеева может стать и большой трагедией Воронежской области.
За 5 лет занять место в тридцатке лучших, за 10 лет войти в 15 передовых территорий России означает, что нужно обогнать не только проблемные Курскую, Тамбовскую и Орловскую области, но и догнать и перегнать регионы-лидеры: Белгородскую и Липецкую области. Это значит, что за небольшой отрезок времени нужно сделать из Воронежской области настоящую витрину, с новыми конкурентоспособными производствами, с высокими социальными стандартами жизни для населения. Получится или нет у Алексея Гордеева? Любой категорический ответ будет априори неправильным.

Гораздо логичнее в этом случае предложить на обсуждение два сценария: пессимистичный (инерционный сценарий) и сдержанно-оптимистичный (инновационно-прорывной). Стоит отметить сразу, для инновационно-прорывного сценария существует слишком мало опорных конструкций.

Что имеется для сдержанно-оптимистического развития событий? Какие факторы будут работать на это?
В первую очередь, это личностный фактор самого Гордеева. Воронежской области в этом поле сильно повезло. Менеджера такого уровня – и по организационным, и по интеллектуальным, и по волевым качествам – после Виталия Воротникова за последние 30 лет у нас не было. Кроме того, тот динамизм, который демонстрирует Гордеев: поездки, встречи с людьми, переговоры и с инвесторами, и с федеральными чиновниками – не может не впечатлять. Все это выходит на второй ключевой факт: Гордеев близок к реальной оценке ситуации в Воронежской области и тех людей, на которых он может опереться в достижении мобилизационной цели.
Третий фактор: у Гордеева все же есть на кого опереться – на людей, которые могут поделиться наработанными образцами. Это и профессионалы в Воронежской области: Александр Соловьев и Виктор Шевцов, и соседи: губернаторы Евгений Савченко и Олег Королев. Чего нет? Нет – надеюсь, пока – конкретной стратегии развития Воронежской области, с вычленением четких приоритетов как на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективу. Потому что поездки, встречи и переговоры – это хорошо, но за этими элементами мозаики не складывается реалистичной стратегии развития. И в этом случае либо А. Гордеев не знает, что делать, что априори невозможно, либо он пока не спешит озвучивать ее, держа в напряжении свою команду, деловую и политическую элиту, интеллектуальную часть населения региона.
Стать лучшими среди соседей – это означает, что Воронежской области нужно, как минимум, иметь то, что есть уже у соседей-передовиков, а также иметь то, чего у них нет и, скорее всего, не будет. И это должны быть не «потемкинские деревни», а реальная витрина Черноземья, где все можно увидеть и потрогать. Но настоящих ниш, которые можно найти на конкретном поле, среди регионов немного. Какие приоритеты можно выбрать сейчас, реализуя стратегию модернизации области?
На наш взгляд, это, во-первых, используя географическое положение, сконцентрировать усилия на создании мощного транспортного и логистического центра. Во-вторых, в АПК, реализуя специализацию на мясном животноводстве, создать кормовую базу для агрохолдингов наших соседей. Овощеводство и садоводство в их промышленно-конвеерном виде также может стать перспективными направлением. В-третьих, скорректировать развитие строительной отрасли, сконцентрировав усилия на строительстве социального жилья и производстве стройматериалов. И, в-четвертых, оставшееся единственное конкурентное преимущество Воронежской области, ее интеллектуальный потенциал, направить на решение конкретной задачи – создание в Воронеже Федерального университета.
Неблагоприятные факторы для Алексея Гордеева
Теперь что касается инерционного сценария. Несмотря на усилия и динамизм в практической деятельности, он, к сожалению, очень реалистичен. Против Гордеева, нужно это признать, работает очень много неблагополучных тенденций и противоречий. Попробуем их обозначить. Во всяком случае, Алексей Васильевич должен о них знать.

Первое противоречие или неблагоприятный фактор. Это противоречие лежит между желанием А. Гордеева изменить ситуацию в Воронежской области к лучшему и пятилетним наследием, которое ему оставил предшественник. Уверен, та негативная информация, которую А. Гордеев имел до своего назначения, и та, что он увидел после полугода работы, серьезно отличается. И в худшую сторону. По сути, сегодня Воронежская область – это разоренная, разоренная властно-предпринимательским правящим слоем территория с изношенной инфраструктурой, без конкурентных преимуществ и брендов, с испорченной элитой и деморализованным населением.

Второе противоречие – между честолюбивой целью А. Гордеева и социально-экономическими и политическими реалиями. Кроме того, конкуренция ведь существует не только в бизнесе, но и среди субъектов РФ. Для Воронежского региона практически не осталось выигрышных в ближнесрочной перспективе конкурентных ниш. И воронежцам их так просто никто не сдаст. Для того, чтобы область стала витриной Черноземья, эти ниши надо находить, а возможно, и отвоевывать. И кто сказал, что более успешные соседи будут сидеть на диване сложа руки и ничего не предпринимать, если вдруг Гордеев заставит ленивое и коррумпированное чиновничество и паразитирующий бизнес работать на благо развития территории и населения.

Третье противоречие – это противоречие между текущей деятельностью А. Гордеева и выработкой стратегического курса развития субъекта РФ. Воронежская область сегодня не только регион стратегического отставания, но и хронический больной Черноземья. Если использовать медицинскую терминологию, то А. Гордеев должен выступить в роли ответственного доктора, использующего как консервативные, так и радикальные хирургические методы. И чтобы поставить больного на ноги, нужно не только поддерживать его лечение в текущем режиме, но и знать, какая стратегия способна превратить хронического больного, который, по большому счету, и лечиться то не хочет, в экономически активного субъекта. Как мы видим, стратегия еще не озвучена. Кто ее может подготовить? У губернатора В. Кулакова был некто И. Шепелевич, но цену ему как стратегу знает экспертное сообщество. Кроме того, на разработке стратегий для Воронежской области немного зарабатывали московские консалтинговые структуры.
Есть информация, что разработкой стратегии может заняться в команде А. Гордеева некто А. Марков. Может. И стратегией, и тактикой, и выборами. Но, очевидно, никто, кроме самого А. Гордеева, не вытащит этот груз. Следовательно, он должен сконцентрироваться не только на текущей деятельности, но и на разработке стратегического курса.

Четвертое противоречие также является неблагоприятным фактором. Это противоречие между настроем А. Гордеева и инерционным мышлением деловой и политической элиты Воронежской области. Абсолютная ее часть не настроена на позитивные перемены, ее все устраивает, она не заинтересована в успехе губернатора. Встраиваться в модернизационную стратегию, а тем более в мобилизационную модель управления территорией, абсолютная часть правящего слоя Воронежской области не будет. Более того, от нее стоит ожидать неприятного саботажа, торпедирования усилий первого лица области. Не исключены перманентные заговоры трусливой и деструктивной части элиты, в особенности если Гордеев будет пытаться навести порядок в теневом секторе экономики, в котором погрязли многие из чиновничества и бизнес-элиты. Единственное, на что настроена эта часть, – на ослабление губернатора, его ошибки и просчеты. Либо на его встраивание в существующие неписанные порядки. Поэтому если, к примеру, общественная палата Воронежской области, которая малоэффективна и недееспособна в позитивных начинаниях, в конце 2009 г. будет номинировать губернатора на статуэтку «Золотой фонд», значит это первый сигнал к тому, что А. Гордеева пытаются «приручить».

И наконец, пятое противоречие. Это противоречие между потенциалом, интеллектом и динамикой, которые демонстрирует А. Гордеев, и его пока еще слабой и малоэффективной командой. Рискну предположить, что, за исключением пары-тройки персоналий, нынешний состав правительства области в широком его понимании является слабее, нежели команда В. Кулакова. По большому счету, А. Гордеев работает и за себя, и за нее, пытаясь подтянуть «серое» региональное чиновничество до своего уровня. Но на это нужно время. Пока же команда губернатора является скорее дополнительной ношей.

Дмитрий Нечаев, доктор политических наук, председатель экспертного совета АНО «Институт политического анализа и стратегий»



При любом использовании материалов сайта ссылка на regionpr.ru обязательнаСоздание сайтов в Воронеже ART STUDIO