Итоги пяти лет: держаться на собственных ресурсахВ Кирове перестали бояться слова PR
Основным достижением кировских специалистов в сфере связей с общественностью последних пяти лет можно считать факт, что слова PR перестали бояться. Сейчас слово не пугает и не воспринимается относительно только политических кампаний, но наблюдается различное представление о содержании и эффективности такой деятельности. В основном присутствует понимание PR как маркетингового направления, связанного с проведением различных стимулирующих акций, конкурсов, лотерей, презентации и т.д. Такие услуги активно предлагаются со стороны СМИ и медиа-холдингов в рамках их собственных PR-кампаний, например, RNT media group, «Авторадио», рекламными агентствами («Лера Сервис», «Tom Garret», «Мaксима» и др.). Наиболее активно представлены услуги по организации и проведению корпоративных мероприятий, в том числе они оказываются администрациям муниципалитетов для проведения «Дней города», Нового года и т.д. Но как таковой, рынок PR-услуг так и не сложился: он не является структурированным, его объем, как и другие рыночные показатели (оборот компаний, прибыльность, доля рынка по услугам, их стоимость и пр.), не поддаются расчетам. На рынке нет компаний, четко позиционирующихся как PR-агентства или PR-компании, как нет и коммуникационных компаний «полного цикла». При этом, в течение десяти лет предпринималось несколько попыток открытия специализированных агентств, но все проекты завершались в течение года-полутора. Исключение составляет Агентство развития общественных связей «PR-технологии» ГК «ПроБизнесКонсалтинг», начавшее работу в 2002 году и продолжающее свою деятельность по настоящее время. Но в 2008 году оно было вынуждено расширить свои функции, усилив маркетинговое направление, стало оказывать услуги по консультированию бизнеса в сфере стратегического управления и стало «Агентством стратегических и маркетинговых решений (АСМАР)». Одновременно во всех органах государственной и муниципальной власти и управления были созданы специальные подразделения (отделы, управления) либо назначены специалисты, отвечающие за связи с общественностью и отношения со СМИ. Все федеральные, вертикально-интегрированные компании и холдинги, имеющие свои представительства в регионе, также имеют аналогичные подразделения. Их примеру последовали многие местные предприятия и компании. Сейчас сложно найти предприятие или банк, где нет специалиста, отвечающего за PR. Но, в отличие от федеральных компаний, в них PR является дополнением к маркетингу и рекламе. В целом наблюдается жесткое стремление при реализации PR-проектов или в отношениях со СМИ опираться на силы собственных специалистов, без использования аутсорсинга, что существенно сдерживает развитие рынка. Исключения достаточно редки. Наиболее полный цикл PR-услуг для бизнеса обеспечивает Вятская торгово-промышленная палата (Президент ВятТПП Н.М.Липатников избран Почетным председателем НП «РАСО-Вятка»): свой журнал, издательство, сайт, Агентство деловой информации, в структуре палаты выставочный центр «Вятка-Экспо», активно организуются презентации, «круглые столы», конференций, в том числе международного уровня, и т.д. Палата зарекомендовала себя как эффективная лоббистская организация, в частности, выступала активным посредником интересов бизнеса в отношениях с органами государственной и муниципальной власти по вопросам ставок аренды на госсобственность, по вопросам налогообложения, проведения конкурсов и аукционов и т.д. Для выражения своих интересов представители бизнес-сообщества используют возможности палаты через систему комитетов и комиссий, институт советников палаты. При палате организованы деловой клуб «Меркурий», клуб специалистов по персоналу, клуб маркетологов, пресс-клуб, проводятся журналистские конкурсы, реализуются социальные и благотворительные проекты и акции. Кировские специалисты уходят на российский рынок На российском профессиональном рынке Кировская область, прежде всего, позиционирована в молодежной среде: успешное участие кировских студентов во Всероссийском конкурсе студенческих работ в области развития общественных связей «Хрустальный апельсин», где уже завоеваны два главных приза – «Хрустальных апельсина», есть победители и многочисленные финалисты. С 2004 года проводится Межрегиональная молодежная научно-практическая конференция по связям с общественностью «PRovince+», организуемая Кировским филиалом Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов при поддержке РАССО и Вятской торгово-промышленной палаты. Соответственно, область представлена как активный «поставщик» кадров для федеральных коммуникационных агентств, пресс-служб, PR-отделов и управлений федеральных компаний. Достаточно высокий профессиональный уровень местных PR-специалистов подтверждается и фактом издания в 2005-2007гг в Кирове ежемесячного федерального журнала «Пресс-служба». Материалы преимущественно готовились местными авторами и, как правило, на местном материале. Предпечатная и редакционная подготовка журнала обеспечивалась издательским домом «Товар-Деньги-Товар» под непосредственным руководством известного российского PR-специалиста Л.Я. Сухотерина, в то время исполнительного директора «Кировэнерго» и генерального директора «Кировских коммунальных систем». Ежегодно в Кирове проводится межрегиональный Фестиваль корпоративных периодических изданий «КорпоРайт», получающий высокую сравнительную оценку со стороны специалистов из других регионов по уровню местных спикеров. При этом кадровый потенциал отрасли ограничен двумя филиалами: Московского гуманитарно-экономического института и Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. Основные сотрудники местных PR-подразделений пришли из средств массовой информации, что подтверждает нацеленность местных компаний на работу со СМИ, либо из рекламных агентств, когда отдается приоритет проведению стимулирующих мероприятий. В целом, иногородние PR-специалисты, принимавшие участие в мероприятиях на территории области, отмечают их высокий организационный уровень, в том числе по работе со СМИ и PR-обслуживанию. Но выделался и такой недостаток, как слабое использование федеральных информационных ресурсов, невнятное либо негативное позиционирование области на российском и международном информационном поле. В 2009 году внимание к Кировской области и происходящим в ней событиям резко изменилось с назначением губернатором области Н.Ю.Белых. Коммуникационные возможности нового губернатора, его личное позиционирование на российском и международном уровнях, опыт работы со СМИ, ведение собственного блога в сети Интернет и радиопрограммы на «Эхо Москвы» обеспечивают достаточно частое присутствие региона и происходящих в нем событий в российском информационном поле. Перспективы в условиях неопределённости Перспективы рынка в условиях экономического кризиса достаточно неопределенные, тем более, что бюджеты компаний и органов власти на эти цели существенно сокращены, идет сокращение штатов в PR-подразделениях, перед которыми поставлена задача минимизации затрат при повышении эффективности. В принципе, это всегда соответствовало особенностям рынка: кировские никогда не были избалованы бюджетами, многие проекты реализовывались преимущественно на внутреннем потенциале и использовании взаимных интересов различных субъектов общественных отношений. Означает ли это, что рынок «сдулся», так и не появившись? В значительной степени да, однако, именно опора на собственные силы, существующий опыт работы с ограниченными ресурсами позволяют утверждать, что, как минимум, кадровый потенциал рынка сохранится. Наблюдается процесс профессиональной консолидации, корпоративного позиционирования в бизнес-среде. Подтверждением является учреждение в марте 2009 года Представительства Российской ассоциации по связям с общественностью - НП «РАСО-Вятка», выход на международный уровень упоминаемой конференции «PRovice+». Сейчас деятельность PR-сообщества более активно представлена на профессиональных информационных ресурсах в сети Интернет и в профессиональных печатных изданиях. Иными словами, демонстрируются и развиваются как раз те особенности и преимущества, которые сформировались за последние пять лет. На расширенном заседании Совета НП «РАСО-Вятка» в августе этого года было принято решение о некоторых перспективных для рынка направлениях: реализация проектов и мероприятий, связанных с формированием позитивного образа области, его продвижения на региональном и федеральном уровне; более тесном установлении межрегиональных связей с профессиональными объединениями и сообществами, максимальное использование в реализации проектов услуг местных полиграфических и рекламных компаний; участие PR-проектов кировских компаний и организаций в российских профессиональных конкурсах; демонстрация бизнесу и субъектам общественных отношений региона эффективности применения PR-услуг, особенно в рамках антикризисных мероприятий и т.д. По выводу Совета, рынок услуг по связям с общественностью в Кировской области, равно как российский, переживает кризисные времена, в большей степени связанные с резким ограничением ресурсной базы, тем самым, входя в режим качественных изменений, непосредственно связанных с повышением профессионализма, поиска адекватных требованиям времени инструментов и технологий, формирования внутрикорпоративных профессиональных связей и отношений для максимального использования своих возможностей. А.С.Зорин, Председатель Совета НП «РАСО-Вятка», действительный член Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) |