Филипп Гуров: Прекратите обманывать себя и других!


- Филипп, а что такое PR?
- В одном из интервью – Роману Масленникову – я давал следующие определения PR. Это коммуникации, помогающие решать бизнес-задачи, гармонизация отношений с окружающим миром и формирование общественного мнения.
- Филипп, а есть ли вообще кризис в российском PR? Как Вы оцениваете состояние отечественной PR-индустрии на данном этапе?
- Да, есть, никуда от этого не деться. Убежден, что кризис оказывает на отрасль позитивное влияние. Непрофессионалы уходят с рынка. Клиенты более тщательно подходят к выбору подрядчиков, это дает импульс к качественному развитию индустрии.
- Ваше агентство начало работать в Поволжье. Следует ли это расценивать как начало создания региональной сети? Планируете ли Вы открывать свои представительства в других регионах?
- С учетом нашей специализации, создание региональной сети не имеет большого смысла. В интересных для нас городах мы работаем с местными подрядчиками. Мы растем, но продолжаем оставаться «бутиковым» агентством, наша работа в чем-то близка к бизнес-консалтингу. Поэтому гораздо ценнее для нас не экспансия в регионы, а усиление московского ядра, привлечение лучших специалистов в центральный офис «Гуров и партнеры».
Что касается Поволжья, речь идет не просто о представительстве. Мы создали полноценную, эффективно работающую структуру, востребованную на местном рынке. С момента старта в прошлом месяце «Гуров и партнеры – Поволжье» сразу оказалось «самым большим зверем в лесу». Такого количества проектов нет ни у одной местной PR-структуры, я вас в этом уверяю. Хотя почти все остальные агентства ПФО претендуют на «полный цикл» и обслуживают всех подряд, а мы сохраняем свою «интеллектуальную» специализацию.
Уже несколько наших клиентов проявляло заинтересованность к продвижению в Казахстане. Потенциально эта страна для нас очень интересна. Мы уже сотрудничаем с одним из местных агентств, думаем о расширении совместной работы, но что из этого получится, пока непонятно. По другим регионам я бы пока не стал делать заявления.

- Как Вы считаете, изменится ли отношение российских предпринимателей к роли и

месту PR в их деятельности, в связи с происходящими негативными событиями в
экономике?
- Ключевыми заказчиками PR-услуг в России являются не российские предприниматели, а директора по маркетингу крупных западных компаний. Их отношение к роли PR не изменится – оно четко вписано в стратегические планы развития компании и определяется, как правило, в головных офисах на Западе.
А что касается российских предпринимателей, то те, у кого денег в связи с кризисом стало меньше, уже начали и продолжат экономить на пиаре. Поскольку они и раньше далеко не всегда понимали, зачем он им нужен.

- Руководители многих компаний рассматривают штатного
PR-специалиста как исполнителя принятых ими решений, и не привлекают его на стадии планирования программы или проекта. Насколько, по Вашему мнению, они правы?
- Если речь идет о привлечении PR-специалиста к разработке проектов или программ в рамках основной деятельности компании – то это не его дело. И не надо его к этому привлекать. Представьте себе пиарщика, который планирует программу переоборудования завода, например.
Если же имеются в виду PR-проекты, то, безусловно, квалифицированный пиарщик должен сам предлагать, как лучше осветить ту или иную сторону работы компании.

- Согласны ли Вы с утверждением, что в современных условиях компаниям нужны специалисты, которых называют бизнес-коммуникаторы, т. е. специалисты широкого профиля, подкованные не только в PR, но и в маркетинге, и в рекламе, и в GR и IR, и имеющие стратегическое видение перспективы?
- В крупных компаниях описанным «стратегическим видением перспективы» обладает обычно директор по маркетингу или по коммуникациям. Который и ставит задачи «узким» специалистам.
Небольшим компаниям я бы не советовал нанимать человека, который утверждает, что он «и швец, и жнец, и на дуде игрец». Лучше сначала определиться – самостоятельно либо с помощью консультантов – что компании в первую очередь нужно, PR, GR, реклама или что-то еще, и искать специалистов с серьезным опытом и компетенциями в данных конкретных областях.

- Как Вы оцениваете уровень отечественного PR-образования?

- Я, к сожалению, не могу порекомендовать ни одну программу обучения PR-специалистов. Хотя, в российском образовании сейчас много интересных проектов, и, возможно, что-то действительно полезное уже появилось. Получение профильного диплома сейчас вряд ли поможет успешной PR-деятельности.

- Какой вопрос Вам чаще всего задают студенты?

- «Можно ли устроиться на работу в ваше агентство? Куда пойти начинающему PR-специалисту?»
Но наиболее интересно мне общение с молодыми людьми, которые готовят курсовые и дипломные работы по темам, входящим в область моих интересов (в первую очередь, это вопросы, связанные с продвижением высокотехнологичных компаний, маркетингом инновационных продуктов и т.п.). Иногда такое общение наталкивает на интересные и полезные в работе идеи. Кстати на электронную почту я отвечаю в 100% случаев.

- Вы являетесь членом
IABC и входите в совет директоров его Российского отделения. Что послужило мотивом вступления в Ассоциацию, и что для Вас лично членство в IABC? Может ли каким-то образом IABC/Russia помочь своим членам в нынешних нелегких условиях?
- В IABC меня пригласил президент российского отделения Андрей Лапшов.  В нашей стране IABC планирует реализовать интересные проекты – речь идет и о международной сертификации, и о проведении масштабных мероприятий, о других полезных вещах. Со своей стороны, я стараюсь посильно помогать ассоциации, консультирую коллег по интернет-проектам, принимаю участие во многих мероприятиях.
У IABC есть важные преимущества перед такими российскими ассоциациями, как РАСО и АКОС. Во-первых, это объединение физических лиц, возможности каждого участника для самореализации очень большие. Во-вторых, это международная структура, она может помочь членам своих отделений интегрироваться не только в национальное сообщество, но и эффективно взаимодействовать с коллегами во всем мире. Да, и кроме того, членские взносы в IABC несопоставимо меньше, чем у других ассоциаций.
Но, в принципе, само по себе членство в ассоциациях никому ничего не дает. Возможно, это мысль покажется крамольной, но большинство членов российских отраслевых PR-ассоциаций выбрасывает деньги на ветер. Ошибочно думать, что если ты куда-то вступил и платишь взносы, то у тебя сразу появятся новые партнеры, клиенты. К членству в любом объединении надо относиться как к бизнес-проекту, уделять этому свое время. Если иметь четкую стратегию по взаимодействию с профессиональным сообществом, тогда польза будет.

- Чтобы бы Вы порекомендовали предпринимать PR-агентству, испытывающему трудности в нынешних условиях?

- Трудности? В 95% случаев проблемы банально связаны с отсутствием заказов. Здесь могу посоветовать только одно. Ребята, прекращайте заниматься ерундой, смените профессию, устройтесь на нормальную работу. Завязывайте вы с этим пиаром. Если вы не можете продвинуть собственное PR-агентство, продать свои услуги, чем вы можете быть полезны клиентам? Прекратите обманывать себя и других!

- Не считаете ли Вы, что представители российского PR-сообщества очень мало внимания уделяют продвижению собственной профессии?

- На мой взгляд, продвигать PR как профессию незачем. В первую очередь, представители PR-сообщества должны приносить пользу своим клиентам и получать от них достойную оплату. Тогда и профессия сразу станет популярной.

Наша справка

Филипп Гуров
Окончил географический факультет МГУ и аспирантуру Института географии РАН, квалификацию в области public relations повышал в МГИМО.
Занимается практическим пиаром с 1999 года.
В 1999-2002 гг. работал обозревателем в нескольких музыкальных изданиях.
2002-2005 гг. – генеральный директор PR-агентства «М-Сфера».
2005-2006 гг. – вице-президент по развитию агентства «Контент-Про».
2006-2007 гг. – главный редактор Российского PR-портала РАСО.
С июля 2007 года — управляющий партнер коммуникационного агентства «Гуров и партнеры»
Член Исполнительного Совета и Председатель IT-комитета Российской Ассоциации по связям с общественностью (РАСО).
Член Совета Директоров и председатель Комитета по инновационным технологиям в коммуникациях Международной Ассоциации бизнес-коммуникаторов (IABC Russia).
Член жюри студенческого конкурса «Хрустальный Апельсин».
Лауреат международного конкурса в области связей с общественностью PROBA IPRA Golden World Awards.
Эксперт в области интернет-продвижения, технологического PR и scientific relations. Читает лекции по PR в МГУ, МГИМО и др. вузах. Автор более 20 научных работ, а также бестселлера «Продвижение бизнеса в Интернет: все о PR и рекламе в Сети».
Владеет английским языком. Увлекается чтением деловой литературы, волейболом, музыкой и аэрохоккеем.


При любом использовании материалов сайта ссылка на regionpr.ru обязательнаСоздание сайтов в Воронеже ART STUDIO