Наши студенты востребованы на рынке ПР


На тему отечественного PR-образования редакция нашей газеты взяло небольшое интервью у Ольги Гнатюк, и.о зав. кафедрой связей с общественностью и рекламы факультета философии  человека РГПУ им. А.И.Герцена - Систему нашего образования, наверное, не критикует только ленивый. А каково Ваше мнение об отечественном PR-образовании? А как обстоят дела в Санкт-Петербурге? В Вашем ВУЗе?
- Это важный вопрос для преподавателя Вуза, работающего со студентами в сфере ПР более девяти  лет.
Я считаю, что, несмотря на критику, образование по подготовке будущих специалистов  в сфере СО - качественное, по крайней мере - в СПб. Об этом свидетельствуют и содержание учебных преподаваемых дисциплин, и профессионализм преподавателей, и стратегия синтезировать теорию и практику связей с общественностью в учебном процессе, и практика студентов, которую они проходят в самых различных фирмах (коммерческих и некоммерческих) и организациях, и появляющиеся очень серьезные учебники, периодика по проблемам ПР, включая, кстати, и Вашу газету «RuPoR».
Могу сказать, что наши студенты востребованы на рынке ПР. Многие студенты нашей кафедры получают приглашения еще во время прохождения практик и не остаются безработными.
Главными же проблемами пока еще остаются следующие: во-первых, в вузы (из-за малых зарплат) не идут преподавать Топ-менеджеры и именитые практики из коммуникационных, рекламных и ПР-агентств, а, во-вторых, - чрезмерная загруженность  старшекурсников, даже дневной формы обучения,  вынужденных  и работать, и учиться. 
Только что закончился двухдневный Балтийский ПИАР-викенд (10-11 сентября),  на котором я присутствовала на  пленарных заседаниях  и на нескольких «Круглых столах». На этом профессиональном форуме даже зарубежные авторитетные докладчики - Том Блэквелл, Дин Крукеберг говорили о том, особенностью «PR по-русски»  является его очень быстрые институционализация,  профессиональный рост всего за 10 лет, что позитивно сказывается и на образовании в сфере ПР.  Я с этим согласна.  
В Питере - более 20 кафедр по СО,  рекламе, или объединенных - по СО и рекламе. Первая была в ЛЭТИ, «головная» - в СПбГу.
Наша кафедра в декабре 2008 г. по результатам Первого конкурса-рейтинга кафедр СО и рекламы, проводимого «Серебряным Лучником» (критерии конкурса были весьма серьезные - по 10 группам показателей)  вошла в ДЕСЯТКУ ТОП - КАФЕДР России.
Через год наша кафедра будет отмечать свое 10-летие, мы, конечно, уже продумываем,  как достойно в приуроченных к этому мероприятиях можно отразить особенности  работы нашей кафедры, умения и навыки наших студентов, нашего факультета философии человека - единственного в России, на котором наши студенты действительно получают прекрасные гуманитарные знания. Надеюсь, что дорогие воронежцы приедут к нам и сами все увидят и оценят. 

- Удается ли Вашим студентам на практике применять знания, полученные в ходе обучения?

- Да, удается. Некоторых наших студентов в период преддипломной практики приглашают на работу - в газеты,  информагентства,  фирмы, банки,  музеи, НКО.
Преподаватели кафедры  очень серьезно принимают отчеты по практике - в форме публичных защит на 4 и 5 курсах. В этом году мы постараемся, несмотря на кризис, обновить места практик, хотя это трудно.  

- Многие работодатели жалуются, что выпускники вузов не готовы к работе. Насколько справедливо данное утверждение? И что нужно делать, чтобы исправить ситуацию?

- Думаю, что во многом ответить на этот вопрос помогут результаты социологического опроса, проведенного РАСО весной.  Мы не получали нареканий о качестве подготовки наших выпускников. Ну, а опыт  накапливается в процессе работы - за 1-3 года. 

- Как у Вас решается проблема, связанная с прохождением студентами производственной практики? Или для Вашей кафедры такой проблемы нет?

- Частично я уже ответила на этот вопрос. Проблема - с заключением договоров, в  расширении базы практик, в том, что многие фирмы предпочитают брать уже профессионалов, в том, что на студентов в фирмах возлагают либо (иногда) -  чрезмерные задачи, которые не успевают решать сами сотрудники, либо, - наоборот, - не доверяют студентам и не поручают им серьезных заданий. Думаю, что через несколько лет у всех кафедр ПР и рекламы появятся новые проблемы, ведь известно, что с 2010 года в российских вузах будет прием студентов-бакалавров уже по новым  единым стандартам - и СО,  и реклама. Кроме этого, новые медиа вытесняют традиционные, меняется  журналистика. Как и где будут проходить практику студенты по интегрированным коммуникациям  - пока никому не известно.

- Насколько экономический кризис осложнил ситуацию с трудоустройством Ваших выпускников этого года?

- Специально мы не еще успели проанализировать эту ситуацию,  сравнить с прошлыми годами. Думаю, что, в условиях, когда на 70% в этом году рынок ПИАР-услуг в России упал, - пострадали все, все профессиональное сообщество.

- В Вашем «багаже» 3 монографии. Нельзя поподробнее рассказать о них?

- На сегодня у меня 205 публикаций, есть и монографии, и статьи в центральных (и др.) журналах - Социологические исследования, Вестник МГУ, Вестник СПбГУ, Правоведение, Журнал социологии и социальной антропологии и др. Есть и  главы в учебниках по Политологии, изданных в Москве, в «Гардарике».
Тема моей кандидатской была  посвящена молодежному движению в западным странах и сознанию молодежи, а тема докторской  -  истории русской социологии. История русской социологии - это теоретическая «лаборатория» для многих самых востребованных тем  публичного дискурса:  и по имиджу России, и по осмыслению  кризиса  культуры,  и по модернизации политической системы.
По результатам кандидатской есть несколько брошюр, по результатам исследования докторской - несколько монографий.  Есть также, наверное, - более 40, публикаций по теории коммуникации,  теории и практике Пиар.
Первая моя монография – «Русская политическая мысль начала ХХ века: Н.И.Кареев, П.Б.Струве, И.А.Ильин» (СПб., 1994. - 126 стр.).  Вторая монография – «П.Б.Струве как социальный мыслитель» (СПб..1998. - 376 стр.) - выиграла  конкурс к 100-летию знаменитого Санкт-Петербургского политехнического университета.
О Петре Бернгардовиче Струве - политике, социологе, экономисте,  философе,  издателе многих самых «читаемых» в России до его эмиграции журналах - я могу очень много говорить, но это - уже отдельная тема интервью.  Его концепция консервативного либерализма могла бы спасти Россию от трагедии 1917 года.
Третья монография - материалы к ней я нашла и переводила в  Гарвардском университете, где в 1999 г. четыре месяца была в качестве победителя и исследователя в рамках программы научных обменов «RSEP»  - «Николай Сергеевич Тимашев» (СПб., 2003. - 170 стр.). Н.С.Тимашев - социолог, правовед, эмигрировал из России в в 1921 г., вместе с П. Сорокиным был основателем социологической школы в США. Кстати, он изучал  не только проблемы социологии права, тоталитаризма, условного осуждения, но и функционирование общественного  мнения в разных политических системах.

- А что же все-таки, на Ваш взгляд, является основой сферы коммуникаций?
- Об этом невозможно кратко высказаться  в интервью. Отчасти  ответы на вопросы: - что такое коммуникация, социальная коммуникация, вербальная и невербальная коммуникации, личностные и массовые коммуникации, ПИАР как коммуникация, реклама как коммуникация,  общение как коммуникация,  диалог как коммуникация, манипуляция как коммуникация,  публичная речь как коммуникация, наконец, - как менялись каналы, типы и формы коммуникаций  в истории социума, культуры и техники, и какие существуют философские, психологические, семиотические, социологические теории коммуникации - есть  в моем учебном пособии «Основы теории коммуникации» (СПб., 2008. - 192 стр.). Это учебное пособие популярно среди студентов и вызвало высокую оценку преподавателей. Профессор Шарков Ф.И., автор многих книг по теории коммуникации и ПР,  считает ее востребованной не только для бакалавров, но и для  магистров по новым стандартам коммуникативных дисциплин - интегрированным коммуникациям.

 - Что бы Вы порекомендовали студентам - будущим специалистам в области развития общественных связей?
- Читать, размышлять, думать, общаться, участвовать в мероприятиях нашего профессионального сообщества, выбирать темы курсовых и дипломов, связанных с практикой, подыскивать место работы. И - не унывать, быть оптимистами и оставаться молодыми.

Наша справка
Гнатюк Ольга Леонидовна, кандидат философских наук, доктор социологических наук, профессор, с ноября 2008 г. - и.о зав. кафедрой связей с общественностью и рекламы факультета философии  человека РГПУ им. А.И.Герцена, Научно-педагогический стаж - 30 лет, более 200 публикаций, из них по проблемам  коммуникации около 40.
Член диссертационного совета социологического факультета СПбГУ.
Сфера научных интересов: теория коммуникации, социология массовой коммуникации, социология, политология, история русской политической и социологической мысли, связи с общественностью, конфликтология. Три авторские монографии, главы в учебниках и учебных пособиях. Победитель проекта по истории русской социологии программы научных обменов RSEP - 1999 г., Гарвардский университет, США. 


При любом использовании материалов сайта ссылка на regionpr.ru обязательнаСоздание сайтов в Воронеже ART STUDIO