Мой город – мой символ, или «лучше, чем Воронеж, нет города нигде»


Consensus omnium (лат. «согласие всех») Брендинг территории – это уже не просто дань моде, это реальная необходимость продиктованная требованием временем и возросшей конкуренцией между территориями за свое «место под солнцем». Наверное, сейчас трудно найти российский регион или город где бы ни занимались созданием собственного бренда, формированием и продвижением своего уникального имиджа. Грамотно выстроенный бренд способен вывести территорию на совершенно другой, более качественный уровень развития. Конкуренция между регионами и городами за право обладания тем или иным брендом становится все более острой (борьба между Казанью и Нижним Новгородом за право именоваться «третьей столицей»). Это естественно, поскольку правильное использование технологий брендинга позволяет привлечь в город или регион инвестиции, улучшить его репутацию, вызвать и укрепить чувство гордости за свой город у его жителей.
Бренд у территории не может появиться сам по себе, он является продуктом долгосрочного и управляемого процесса его создания. В процесс создания бренда должны быть вовлечены представители всех заинтересованных сторон, которые впоследствии должны его продвигать, стать его носителями и ретрансляторами: власть, бизнес, общественные организации, СМИ, население. Они должны из всей имеющейся информации выделить некое ядро, сформировать целостную систему, отвечающую интересам каждой стороны – участника процесса создания бренда. Только совместные действия всех заинтересованных сторон могут стать залогом успеха комплекса работ.
Основные работы по брендингу территории в Воронеже еще впереди, но начало процессу уже положено. В январе по инициативе администрации городского округа прошел Воронежский городской форум «Управление репутацией: город-бизнес-человек», который должен был ответить на многие вопросы, связанные с развитием территории, а также определить пути формирования имиджа города. Наверное, даже сами организаторы не ожидали, что само мероприятие и его тема будет так востребована представителями всех городских сообществ. Промышленники и предприниматели, PR-специалисты и журналисты, деятели культуры и искусства, преподаватели и студенты – это далеко не полный список тех, кто принял активное участие в работе Форума, и тех, кто представил свой собственный взгляд на будущий бренд города. Одни видели город промышленным центром, другие образовательным или студенческим, а кто-то новой туристической столицей Центрального Черноземья. Итоги Форума у многих его участников вызвали неоднозначные и противоречивые оценки. Но, как бы там не было, все-таки следует признать, что главная цель была достигнута. Администрации города удалось положить начало конструктивному диалогу и вовлечь в него представителей всех заинтересованных сторон.
Ситуационный анализ, проведенный в основных сферах развития муниципалитета:  промышленность, малый бизнес, образование и наука, спорт и туризм,  искусство и культура, выявил множество направлений работы по брендингу города. Однако  необходимо выбрать одно, которое устраивало бы всех - и промышленников, и предпринимателей, и артистов, и спортсменов, и студентов с преподавателями. Данному требованию в полной мере отвечает тема богатого культурно-исторического наследия города. Воронеж имеет многовековую историю, славится ратными и трудовыми подвигами, город носит звание колыбели русского военного флота и города Воинской славы. Город является родиной знаменитых поэтов и писателей: Бунин, Никитин, Кольцов, Платонов и др. Диалог, начатый с общественностью, в рамках создания привлекательного имиджа города надо было не просто вести, его надо было активизировать и модерировать. И, его продолжением, стал коммуникационный проект «Символы Воронежа», направленный на популяризацию достопримечательностей города и формирование привлекательного образа города. Авторами проекта, которыми выступили информационно-аналитическое управление администрации городского округа г.Воронежа и РФСМП «Молодежь Воронежа 21 века» (одно из лучших PR-агентств ЦЧР), проект рассматривался как первый шаг к практической работе по выработке общественного согласия вокруг внешнего и внутреннего позиционирования города.
Образ города – это сложный симбиоз важнейших символов. Символы не только создают целостность этого образа, но и придают ему эмоциональную окраску, оправдывают в массовом сознании сам факт его существования.
Большинство мероприятий коммуникационного проекта «Символы Воронежа» носили просветительский характер, что еще больше усиливало созидательную роль проекта в создании положительного образа города.
Горожане, получив возможность высказать свое мнение относительно того, какая же достопримечательность города достойна звания неофициального символа Воронежа, чувствовали свою сопричастность к процессу создания привлекательного бренда города.
Коммуникационная стратегия проекта, разработанная и реализованная его авторами, позволила объединить вокруг него представителей всех социальных слоев городского сообщества.
Проект был реализован в несколько этапов, каждый из которых характеризовался определенным перечнем запланированных акций и соответствующим слоганом. Девиз этапа выбирался исходя из целей и задач, которые предстояло решить в данный период времени, а также исходя из того, на кого в-первую очередь были направлены мероприятия этапа. В качестве примера можно привести следующее. На старте проекта стояла задача привлечь к нему внимание со стороны городской общественности, и, в-первую очередь воронежской молодежи, как самой активной части населения. Исходя из этого, было решено, что все мероприятия проекта на этом этапе позиционировать как инициативу студентов воронежских вузов, будущих специалистов по связям с общественностью. Прекрасным дополнением к действиям студентов стал и девиз проекта на данном этапе - «ЗаСимволишь наш Воронеж!». Кто-то раскритиковал этот слоган, кто-то его поддержал. Но, как бы там не было, а необходимый эффект был достигнут – о проекте начали писать в прессе, его начали обсуждать в Интернете, в студенческих аудиториях, на улицах города.
Активные действия студентов, а также реальная поддержка проекта со стороны РФСМП «Молодежь Воронежа 21 века», способствовало тому, что у проекта начали появляться партнеры. Так к организации и проведению проектных мероприятий присоединились местное отделение Союза журналистов, исторические клубы, библиотеки, писательские объединения, и др.
РФСМП «Молодежь Воронежа 21 века» совместно с партнерами с апреля по август удалось провести ряд знаковых мероприятий: «С Днем рождения, Александр Сергеевич», «Наш Никитин», «Душа народная», «Молодежь выбирает символ Воронежа», «PR-сообщество выбирает символ Воронежа», «Спой с котёнком Василием!», а также более 20 уличных акций в ходе которых жители и гости города имели возможность проголосовать за один из символов Воронежа. Фондом было организовано Интернет-голосование на одном из своих сайтов. Всего же в мероприятиях Фонда приняло участие почти 35 000 человек.
На третьем этапе проекта, когда уже предстояло из всех отобранных ранее достопримечательностей города, выбрать неофициальный символ Воронежа, активизировала свою деятельность исполнительная власть города.
Информационно-аналитическим управлением администрации городского округа г.Воронеж с 1 по 16 июля по инициативе главы городского округа г. Воронеж была проведена акция «Выбери символ Воронежа». Люди могли отдать свои голоса на официальном сайте администрации города (http://www.voronezh-city.ru), на сайтах ИА «Молодежь Воронежа 21 века» (http://molvrn.ru), ИА «vVoronezhe.ru» (http://vvoronezhe.ru). Также структурными подразделениями администрации, относящимися к социальному блоку, были опрошены школьники, студенты, спортсмены, посетители библиотек и т.д. Всего в акции приняло участие около 80 тысяч человек.
Не менее активными участниками проекта стали представители местного журналистского сообщества, которые продемонстрировали свой профессионализм в рамках специального конкурса «Достопримечательности Воронежа в зеркале прессы». Благодаря многочисленным публикациям в воронежских СМИ воронежцы получили прекрасную возможность узнать много нового из истории своего города.
Всего же участниками коммуникационного проекта «Символы Воронежа» стало более 120 000 человек, что составляет около 15% от населения города Воронежа.
Абсолютным лидером голосования в рамках коммуникационного проекта стал памятник Петру I, а в первую пятерку также вошли: памятник Котенку с улицы Лизюкова, памятник Белому Биму, памятник Славы  и Адмиралтейская площадь.
В список наиболее популярных у воронежцев достопримечательностей также вошли: памятник Кольцову, здание ЮВЖД, Каменный мост, памятник Никитину, Чернавский мост,  Петровский сквер, «Утюжок», Памятник ИЛ-2, Алексиево-Акатов женский монастырь, Благовещенский собор, Воскресенский храм и Успенская Адмиралтейская церковь.
Итоги голосования по выбору неофициального символа Воронежа были поддержаны на заседании Общественной Палаты городского округа г. Воронеж и комиссии по культурному наследию.
«Меня очень радует выбор воронежцев. Он означает, что мы хорошо знаем историю своего города, знаем, какое влияние на его развитие оказал Петр I, – говорит глава городского округа Сергей Колиух. – С другой стороны, большое количество голосов, отданное за Котенка с улицы Лизюкова, свидетельствует о том, что Воронеж – город молодых и оптимистичных людей. И каждый их них готов поддержать Василия в том, что «лучше, чем Воронеж, нет города нигде»!
Елена Расенкова


При любом использовании материалов сайта ссылка на regionpr.ru обязательнаСоздание сайтов в Воронеже ART STUDIO