Некоторые особенности воронежского PR-рынка, или послесловие к итогам рейтинга


Анализ воронежского регионального рынка, в том числе с учетом результатов недавно проведенного исследования «Рейтинг PR-служб Воронежской области» свидетельствуют о том, что PR-отрасль в Воронеже продолжает развиваться. Конечно же, кризис внес свои коррективы в формирование отрасли.
Под сокращение попали в первую очередь люди, отвечающие за связи с общественностью, рекламу и маркетинг. Ушли в небытие некоторые СМИ.
Основными игроками на региональном PR-рынке стали пресс-службы органов власти и государственных структур, которые и составили подавляющее большинство десятки лучших PR-подразделений по итогам рейтинга. Показатель вполне реален, т.к. специалисты по связям с общественностью коммерческих предприятий как-то сами по себе по самым разным причинам ушли в тень. Кто-то в ожидании возможного сокращения, кто-то не мог активно работать, лишившись значительной части своего бюджета, а кто просто-напросто не знал, что делать в условиях отсутствия адекватных действий со стороны руководителя в сложившейся ситуации. Правды ради следует отметить, что и пресс-службы госорганов также не были замечены в активном использовании в своей деятельности PR-инструментов, но они демонстрировали открытость, информативность и активность при выполнении основных функциональных обязанностей пресс-службы, за что и были вознаграждены.
Количество PR-агентств уменьшилось. На данный момент в Воронеже активно работает всего лишь несколько специализированных PR-агентств. Наиболее яркими представителями являются: Экспертная группа «Проекты управления репутацией», КГ «Region PR» (в состав входят РФСМП «Молодежь Воронежа 21 века» - PR-проекты в социальной сфере и ПЦ «Контент» - услуги в сфере бизнес-коммуникаций). Именно, проекты этих агентств были отмечены большинством экспертов вышеуказанного рейтинга при ответе на вопрос «Назовите 5 лучших проектов в сфере PR, реализованных на территории Воронежской области в период с июля 2008 года по июнь 2009 года».
На воронежском рынке PR, в условиях сокращения количества специализированных коммуникационных агентств, активизировали свою деятельность рекламные и информационные агентства. Но, как правило, перечень их PR-услуг довольно ограничен и в основном касается информационного сопровождения, что является лишь малой частью того, что называется пиаром. 
Для нашего региона, в принципе, как и для большинства российских территорий, характерна подмена понятий. Довольно большое количество представителей СМИ, выступивших в качестве экспертов в рамках проведенного исследования, уравняли в понятиях и сущности PR, маркетинг и рекламу. Часто под PR понимают лишь информационное сопровождение деятельности, заключающееся в создании и рассылки как можно большего числа событийных пресс-релизов. Цель проста - как можно чаще «засветиться» в информационном пространстве. Стратегическое позиционирование  организации или предприятия часто не рассматривается как приоритетное направление в деятельности специалиста по связям с общественностью компании. Подтверждением этому является то факт, что большинство экспертов рейтинга рассматривают такой критерий оценки эффективности деятельности PR-службы как системность (т.е. системный стратегический подход при реализации PR-деятельности), как самый малозначимый (на него приходится лишь 10% из 100%).
В качестве еще одной особенности рынка PR-услуг Воронежа можно назвать отсутствие или очень слабое развитие рынка PR-аутсорсинга. Предприятия довольно редко обращаются за PR-услугами в агентства, предпочитая разрабатывать и реализовывать проекты силами штатных специалистов по связям с общественностью. Причина, на мой взгляд, кроется в том, что штатный PR-специалист боится предстать непрофессионалом в глазах своего руководителя, заранее предвидя его реакцию на предложение о сотрудничестве с агентством - «а зачем нам в таком случае нужен в штате такой специалист, если сам (а) не можешь что-то этакое сделать?». И как показывает практика, такие вопросы задаются, и причем довольно часто. Такие ситуации свидетельствуют о том, что еще далеко не все владельцы и руководители воронежских бизнес-структур представляют себе, что такое PR и для чего он нужен. Виноваты в этом сами специалисты по связям с общественностью, т.к. мало занимаются популяризацией своей профессии и своих услуг среди представителей бизнес-сообщества, для которых PR в большей степени продолжается ассоциироваться с выборами и политикой. 
Характерным для нашего рынка коммуникационных услуг является и то, что подавляющее большинство специалистов мало занимаются собственным позиционированием и продвижением в профессиональном PR-сообществе. Наверное, в этом и кроется причина того, что местные PR-специалисты не очень-то активны в плане участия в конкурсах на соискание профессиональных премий в области развития связей с общественностью.
Но при всех его недостатках воронежский PR-рынок является наиболее развитым по сравнению с соседними областями Центрального Черноземья. У местных специалистов есть много очень интересных наработок и проектов, как в сфере корпоративных коммуникаций, так и сфере брендинга территорий. Надеемся, что их опыт и возможности будут востребованы в самое ближайшее время, как стороны органов власти, так и местного бизнес-сообщества.
От имени организаторов PR-премии выражаю надежду, что лидеры рейтинга, как PR-службы, так и PR-специалисты, станут активными участниками конкурса на соискание премии «RuPoR» и в очередной раз подтвердят свой профессионализм.
Геннадий Шаталов, президент КГ «RegionPR», вице-президент Российского отделения Международной Ассоциации бизнес-коммуникаторов (IABC/Russia),
президент PR-премии «RuPoR»


При любом использовании материалов сайта ссылка на regionpr.ru обязательнаСоздание сайтов в Воронеже ART STUDIO