Vis unita fortior – объединенные силы мощнее


- Николай, расскажите о себе, своем профессиональном опыте.
- Правильное высшее образование – это фундамент для старта специалиста в области коммуникаций. В этом смысле мне повезло, я закончил философский факультет МГУ им. Ломоносова, где нам дали в первую очередь хорошую научную и методологическую базу. Там же впоследствии защитил кандидатскую. Девиз факультета cogito ergo sum стал и моим тоже, поскольку в силу этой широты знаний мне всегда хотелось изучать различные отрасли гуманитарных знаний. С тех пор и пытаюсь объять необъятное: работал в журналистике, политических партиях и органах власти, руководил исследовательскими и социологическими проектам, избирательными компаниями. В итоге к 2005 г. определился с наиболее интересными для меня направлениями – прикладная социология, корпоративные коммуникации, антикризисный PR. С этим посылом мы с партнерами учредили агентство с антикризисным профилем специализации – КГ PROтект. Защита интересов бизнеса – это и девиз компании, и теперь уже десятки реализованных PR-проектов, семинаров и тренингов.

- Есть специалисты в области PR, рекламы, media relations, а кто такой, по Вашему мнению, бизнес-коммуникатор?

- Смысл термина содержится в его составляющих – Бизнес и Коммуникации. Бизнес-коммуникатор – это специалист, выстраивающий систему коммуникаций компании с внешним окружением. Он использует самый широкий инструментарий из арсенала PR, рекламы и маркетинга. Безусловно, к бизнес-коммуникатором можно отнести и пиарщиков, и маркетологов, и рекламщиков, и GR-щиков. Это своего рода мета-понятие, объединяющее различные виды коммуникаций. И в современных условиях востребованы бизнес-коммуникаторы широкого профиля, подкованные не только в PR, но и в маркетинге, и в рекламе, имеющие стратегическое видение перспективы. Да, есть тенденция к углублению и специализации знаний – с другой стороны, хороший консультант и технолог не может ограничивать свой коммуникационный инструментарий только, например, рекламой. Отсюда возникает необходимость в интеграции методов на практике, и для меня идеальный образ «бизнес-коммуникатора» как раз связан со способностью использовать различные коммуникационные технологии на практике.

- Что послужило основным мотивом Вашего вступления в
IABC/Russia? Оправдались ли Ваши ожидания?
- В России успех любого предприятия определяется уровнем лидера. Так сложилось, что я шел не на бренд организации (его у нас еще предстояло развивать), а ориентируясь на персональный бренд -  руководителя российского отделения Андрея Борисовича Лапшова. Это для меня был залог успешного развития и перспективности проекта. По итогам первого года членства могу сказать, что мои ожидания мы вместе и превзошли. Была организована серия интереснейших круглых столов на площадке РИА Новости. Наши общие контакты в отрасли значительно расширились. В рамках отделения Ассоциации циркулирует массив полезной информации – результатов исследований, мероприятий и т.п. Мы получили замечательных региональных партнеров, в частности, в Воронеже, где провели выездные выступления. Запустили ряд крупных исследовательских проектов, например, «GR и лоббизм в современной России», результаты которого презентуем на круглом столе в сентябре». Кроме того, IABC – это международная площадка, мы благодаря этому начали общаться с иностранными коллегами. Что касается российского отделения это еще и чувство локтя, многие проектные задачи теперь решаются легче благодаря партнерам.

- Что входит в задачи Комитета по антикризисным коммуникациям IABC/Russia, и какие основные направления Вашей работы наиболее актуальны в нынешних условиях?
- Основные задачи были сформулированы год назад, - практически  все выполняются и уже можно представить результаты на суд общественности. Своего рода отчетное и презентационное мероприятие у нас запланировано в Москве на сентябрь – для всех членов IABC и желающих ими стать, где главы комитета подробно расскажут о деятельности, результатах и планах. На данный момент наиболее актуальное направление (как и во все времена впрочем) – это аккумулирование полезной информации, налаживание передачи опыта и case study. Мы это делаем в рамках круглых столов, публикаций и монографий, консультаций и тренингов. Спрос на антикризисные технологии резко вырос, и мы видим свою задачу в том, что способствовать распространению лучших практик в сфере антикризисных коммуникаций. Так, при поддержке IABC Russia готовится к выходу книга «PR-защита бизнес. Коммуникационные технологии в корпоративных конфликтах», автором которой я стал.

- Каким образом отразился кризис на деятельности Консалтинговой Группы «PRОтект»?

- Работы стало больше. Наша основная специализация – антикризисные коммуникации – стала действительно основной и на практике. Направления работ различны: так, мы не так давно летали в Магадан, чтобы провести тренинги антикризисных коммуникаций для крупной золотодобывающей компании. Параллельно мы разработали методику оценки рисков для девелоперской компании, провели ряд акций в поддержку строительства объекта, защищая интересы бизнеса в войне с коррумпированными муниципальными чиновниками и т.п.

- Вы довольно много проводите тренингов для отечественных компаний. Изменилась ли география ваших мероприятий, изменился ли качественный и количественный состав Заказчиков в нынешних условиях?

- Да, изменения существенны. Наш основной профиль – это девелоперские компании, промышленные и добывающие предприятия, финансовые структуры. Так вот с девелоперами мы проводим теперь исключительно антикризисные мероприятия. Позитивные PR-проекты реализуются с фармацевтами и табачниками. Промо-акции – для рестораторов. Одним из самых актуальных направлений стала работа с органами власти по информационному сопровождению и проведению социологических исследований.  Структура клиентского портфеля в рамках бизнес-коммуникаций сильно изменилась. Направление избирательных кампаний (политконсалтинг) также сейчас очень загружено – мы участвуем в ряде выборов в Московской области и других регионах – сейчас «высокий сезон».

- Вы имеете богатый опыт участия в предвыборных кампаниях, проводимых в разных регионах. Какая из них Вам больше всего запомнилась, и почему?
- Каждая кампания по-своему уникальна, не бывает повторений. Больше всего запоминается регион. Например, в 2004 г. мы работали в Иркутской области (лето и осень) на выборах в Законодательное собрание. Это Байкал, это горы, дивной красоты места. Вместе с тем – тяжелая кампания, в ходе которой разворачивался конфликт двух партий, обилие «чернухи» и т.п. От местного криминала на этих выборах погибли два политтехнолога… Интересно работать там, где есть интрига, борьба, драйв, а этого хватает практически в каждой кампании, даже если речь идет о сельском поселении в 4000 избирателей. Кстати, выборы во многих таких поселениях в Московской области проходят с неменьшими ресурсами и ожесточенностью, чем мэрские кампании во многих крупных городах, поскольку земля в этих поселениях на вес золота.

- Как Вы считаете, почему представители отрасли мало уделяют внимания продвижению своей профессии?

- Известно такое наблюдение, что если ты много пиаришься сам, значит у тебя мало работы. Мне кажется, мы столько сил и времени отдаем развитию бизнеса в непростых российских реалиях, что просто не остается энергии на то, чтобы профессию двигать. С другой стороны, в рамках ассоциаций делается – и не мало. Каждый вносит свой вклад – статьями, книжками, проектами, участвующими в конкурсах, преподаванием и т.п.  В IABC Russia мы много уделяем внимания продвижению понятия и положительного восприятия бизнес-коммуникаторов. И в условиях кризиса, когда престиж профессии и спрос на специалистов сильно упали, мы считаем это очень важным.

- Как Вы считаете, изменится ли отношение российских предпринимателей к роли и месту PR в их деятельности, в связи с происходящими негативными событиями в развитии экономики?
Этому вопросу был посвящен один из круглых столов, которые проводило российское отделение IABC в РИА Новости прошлой осенью. В рамках его было презентовано исследование и уже тогда стало ясно, что а) поменялась структура спроса на виды коммуникаций. На первый план вышли антикризисные и внутренние коммуникации. б) значение PR в целом для многих кампаний сильно упало – не до жиру, быть бы живу, так говорили. Вместе с тем сейчас ситуация меняется. Приходит понимание, что без активной коммуникационной политики еще труднее отстоять свое место под солнцем. И те, кто ушел в тень, сократил штат и урезал расходы – вновь набирает специалистов и наращивает активность.

- С какими бы словами Вы обратились к отечественному PR-сообществу?

- Есть такой древний латинский девиз – vis unita fortior – объединенные силы мощнее. Для специалистов различных направлений, но в рамках единой сферы бизнес-коммуникаций, сейчас самое время выстраивать межпрофессиональные коммуникации и объединяться в рамках отраслевых ассоциаций. Это придаст новый импульс для развития профессии. Поскольку есть не только кризис рынка и спроса, есть кризис технологий. Происходит своего рода коммуникационная революция и пост-кризисное будущее для коммуникатора будет принципиально другим.

- А чтобы бы Вы сказали представителям отечественного бизнеса?
- Я бы скорее обратился к собственникам – управляющим партнерам коммуникационных компаний, «капитанов» консалтингового бизнеса. Здесь актуален другой латинский принцип – vea victis, горе побежденным - тем, кто сдался перед лицом опасности и бросил штурвал своего корабля. Я знаю многих людей, которые оставили любимое дело, переквалифицировались и ушли в другие профессии. Это не выход. Да, сложно, да проекты стали малобюджетные, да иногда работаешь по себестоимости или даже в убыток – но работа есть, и нельзя опускать руки. Будьте победителем, и никогда – побежденным.   Наша справка
 Студеникин Николай Владимирович – консультант в сфере PR и бизнес-тренер, генеральный директор Консалтинговой Группы «PRОтект», кандидат политических наук. Вице-президент российского отделения Международной ассоциации бизнес-коммуникаторов (IABC Russia), директор Комитета по антикризисным коммуникациям.
Окончил с отличием отделение политологии философского ф-та МГУ им. Ломоносова. Кандидат политических наук.
C 2005г. – соучредитель, генеральный директор КГ PROтект. Основная специализация Агентства – антикризисные коммуникации (PR-кампании, тренинги) и политический консалтинг.
В апреле 2008г. избран вице-президентом российского отделения Международной ассоциации бизнес-коммуникаторов, директор Комитета по антикризисным коммуникациям.
Автор свыше 50 научных публикаций по тематике корпоративного PR, антикризисных коммуникаций, электоральных исследований и политического консалтинга.
Дважды лауреат конкурса «PR на страницах российской прессы»: 2006 и 2007гг. (статья «PR на защите предприятий», ж. РЦБ;  «PR-сопровождение при IPO: преимущества и риски публичности» и «Методы PR при защите акционеров», ж. Корпоративные споры).
Автор монографии «PR в условиях кризиса: возможности и риски (сер. Антикризис, вып.2., М., ЮРАЙТ, 2009.)
Организатор исследования и соавтор монографии «Универсальные избирательные технологии и страновая специфика: опыт российских политических консультантов» (МИПЭ, 2003г.).
Преподаватель и ведущий специализированных семинаров, круглых столов и мастер-классов по тематике антикризисных коммуникаций, PR в корпоративных конфликтах и др., в том числе в ряде вузов (МГУ им. М.В. Ломоносова, ГУУ ВШЭ). 


При любом использовании материалов сайта ссылка на regionpr.ru обязательнаСоздание сайтов в Воронеже ART STUDIO