Интервью с Борисом Липатовым


Борис Липатов, вице-президент IABC/Russia, руководитель Комитета по управленческим и внутрикорпоративным коммуникациям

- Борис, расскажите о себе, своем профессиональном опыте.

- Когда-то я получил добротное экономическое образование, затем дополнил его полновесным юридическим. Первая волна эпохи политических кампаний застала меня набирающимся опыта совершенно далеких от PRа областях. Находясь в стороне от политических бурь того времени, я решал  бизнес-задачи и пришел к выводу, что основной потенциал развития компаний лежит за пределами производственных цехов. Начав с малознакомых тогда понятий управления нефинансовой частью стоимости организаций и попыток оценки эффективности коммуникационных мероприятий, я не разочаровался в этом направлении и продолжаю трудиться в отрасли по сегодняшний день. Сейчас я понимаю, что образование без опыта мало что значит. Как и наоборот. Своё образование я продолжал в разных направлениях -  от психологии и социологии до стратегического и ролевого менеджмента. Что оказалось самым удивительным, в PR абсолютно органично соединился весь накопленный мною опыт в таких, казалось бы, разных областях деятельности. В любом случае, ничем более интересным я ещё не занимался.   

- Что послужило основным мотивом Вашего вступления в
IABC/Russia? Оправдались ли Ваши ожидания?
- Мотивов, пожалуй, было несколько. Для меня важно то, что Российским отделением IABC двигает именно объединяющее начало.  Собирание профессионалов отрасли под флагом коммуникаций – шаг навстречу всем специалистам, так или иначе связанным с PR-деятельностью. Это движение настолько сильное, что стоит говорить уже о коммуникативной отрасли. Отмечу также, что IABC/Russia динамично развивается. Это открывает перспективы и для самой организации и для её членов.
Ожидания от вступления в IABC мне приходится оправдывать, в том числе и самому, так как я  возглавляю Комитет по управленческим и внутрикорпоративным коммуникациям.

- Что входит в задачи данного Комитета, и какие основные направления Вашей работы наиболее актуальных в нынешних условиях?

- Основные задачи комитета подробно описаны на портале Ассоциации. Они связаны с совмещением трендов развития Ассоциации и корпоративных направлений коммуникаций. Как я уже сказал, Ассоциация привлекает профессионалов самых разных организационных сфер.
Наверное, самое большое внимание уделяется внутренним коммуникациям. Если еще год назад это направление деятельности Ассоциации было востребовано достаточно узким кругом специалистов, то сегодня внутренние коммуникации – едва ли не единственная область, обладающая ресурсным потенциалом в компаниях. Для многих компаний грамотное и эффективное использование этого потенциала – практически единственный шанс выжить в кризисный период.  В рамках комитета проводятся опросы, круглые столы, направленные на решение наиболее актуальных задач. Сейчас остро встал вопрос о роли PR и HR специалистов во внутренних коммуникациях. НR-структуры в большинстве компаний владеют аудиторией и специфическим опытом точечного мотивационного воздействия, что часто не эффективно в сложившейся ситуации. PR-специалисты обладают инструментами массовых коммуникаций, в том числе и кризисных. Мы разрабатываем мероприятия, способные оказать действенную помощь.  Разработаны тренинговые программы, проводятся консультации менеджмента  и собственников. При работе комитета в этом направлении мы стараемся посадить за один стол HR и PR, так как у них много ценного опыта, которым необходимо делиться, на пользу своих компаний. Топ-менеджерам и собственникам мы даем возможность объективно оценить ситуацию в своих компаниях, расставить ориентиры и сделать управление в этой области максимально эффективным.

- В России проводят конкурсы на соискание профессиональных региональных
PR-премий: «PRоба», «Белое крыло», «RuPoR» и др. Вы, уже на протяжении нескольких лет являетесь членом Экспертного совета Национальной премии «Серебряный Лучник». Как Вы считаете, что дает представителям профессионального сообщества участие в таких конкурсах, и надо ли в них участвовать?
- Признание твоей деятельности и успехов со стороны коллег всегда считалось мерилом профессионального роста. Мы часто говорим о профессиональных качествах. Здесь, как раз, и проявляются профессионализм, здоровая амбициозность, стремление к достижению цели и успеха. В повседневной работе часто необходимо использовать другие качества и навыки для достижения целей проекта. Участие в конкурсах – возможность для профессионала не только достигать вершины, но и развиваться соревновании с коллегами. На протяжении нескольких лет, участвуя в работе конкурса, я был свидетелем того, как люди из года в год участвовали, росли они сами и их проекты, и награда в конкурсе была для них в высшей степени заслужена. Замечу, что «PRоба», «Белое крыло», «RuPoR», «Серебряный Лучник» являются не лестницей, на которую можно взобраться и оставаться там сколь угодно долго, а дорогой, указывающей направления развития. И если остановишься – тебя обгонят. Среди членов Экспертного совета «Серебряного Лучника» периодически обсуждается вопрос о том, куда ведут эти дороги и  тенденциях развития отрасли. Индикаторами служат количество и качество проектов по тому или иному направлению. 
Напомню, что с этого года на международный конкурс Gold Quill, благодаря деятельности IABC/Russia, был открыт доступ для  проектов на русском языке. Появилась реальная возможность оценить свои силы в борьбе с профессионалами мирового уровня.

- Как Вы считаете, почему представители отрасли мало уделяют внимания продвижению своей профессии?
- Любая оценка, мало или много, относительна. Можно ли считать малым то, что на сегодняшний день около 100 вузов по всей стране готовят специалистов по связям с общественностью? И конкурс среди абитуриентов на эти специальности один из самых больших. В одном из достаточно давних интервью Алексей Петрович Ситников сказал, что, стремясь к  признанию этой сферы деятельности,  где-то даже перестарались и «перепиарили» направление. Задача скорее состоит в том, чтобы количество на сегодняшнем этапе превратилось в качество. На это во многом направлены усилия профессиональных ассоциаций и всего PR-сообщества. Примером тому - система рейтингования вузов, готовящих специалистов отрасли,  стартовавшая в прошлом году в рамках конкурса «Серебряный Лучник». Этот рейтинг – реальная попытка оценить качество подготовки молодых специалистов, где учитывается мнение студентов (настоящих и бывших), преподавательского состава и, конечно, профессионального сообщества.
Актуально вспомнить и ещё один момент. 28 июля 2003 года Министром труда и социального развития РФ было подписано постановление о внесении квалификационных характеристик специалистов по связям с общественностью в ОКПДТР (Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов). 28 июля 2004 года российское PR-сообщество впервые отпраздновало день государственной регистрации профессии. Именно тогда появилась традиция ежегодного празднования Дня PR-специалиста.
Вот и отличный повод для продвижения PR-профессии. А «уже продвинутых» коллег поздравляю с наступающим праздником.

- Как Вы считаете, изменится ли отношение российских предпринимателей к роли и месту PR в их деятельности, в связи с происходящими негативными событиями в развитии экономики?
- Я думаю, роль и место PR во многом уже определены и они сильно не изменятся. Скорее изменится сам PR, направление коммуникаций, их качество. Это произошло бы и без упоминаемых событий под влиянием развития общества и экономики. Сегодняшняя ситуация стала катализатором развития определенных видов коммуникаций, порой совсем не тех, на которые делались ставки в прогнозах. Однако, роль коммуникаций в обществе и тенденции роста  их влияния сохранятся.

- С какими бы словами Вы обратились ко всему российскому PR-сообществу?
- Обращаться с заявлениям ко всему сообществу – очень большая ответственность. Я, пожалуй, сделаю это в другой раз, если представится такая возможность. А пока ещё раз поздравлю с грядущим профессиональным праздником и пожелаю успехов в столь нелёгкое и интересное время.

- А чтобы бы Вы сказали представителям отечественного бизнеса?
- Я сам, как и многие коллеги, являюсь таким представителем. Сегодняшняя ситуация является для меня таким же испытанием, как и для всех остальных. Пожелаю сохранить и передать свой бизнес детям, и чтобы не было стыдно и больно за какие-либо моменты.  Достаточно давно прорабатываются ситуации наследования бизнеса, однако, в нашей стране это единичные случаи. Когда настанет пора чаще сталкиваться с такими запросами, не хочется сталкиваться с очередными трудностями российской специфики.
Успехов!

Наша справка
Липатов Борис Валерьевич, вице-президент, руководитель Комитета по внутрикорпоративным и управленческим коммуникациям IABC/Russia, партнер «PROfit Project»
Специалист в области корпоративных коммуникаций и стратегического развития.
Окончил Московскую государственную юридическую академию, Всероссийский заочный финансово-экономический институт, ADIZES Academy of Management, Президентскую программу подготовки управленческих кадров по специализации «Стратегический менеджмент». Ведущий программ для АНХ при Правительстве РФ, Российско-немецкой школы управления, Российского университета дружбы народов, РЭА им. Плеханова, участник проекта «Управление персоналом для НКО» (блок «Стратегический HR-менеджмент») и др. Ведет ряд корпоративных консультационных и тренинговых  программ.
В настоящее время является партнером «PROfit Project». Имеет богатый управленческий и коммуникационный опыт в компаниях «Респект», «ЛВА», «Агентство Экономической Безопасности», «Курьер Медиа групп». Член Международной ассоциации бизнес-коммуникаторов, член Ассоциации независимых директоров (АНД).
Эксперт национальной премии в области связей с общественностью «Серебряный Лучник». Член жюри Региональной премии «RuPoR». Эксперт Международного конкурса деловой журналистики «PRESSЗВАНИЕ».


При любом использовании материалов сайта ссылка на regionpr.ru обязательнаСоздание сайтов в Воронеже ART STUDIO