Воронежский регион в федеральных СМИ


Имидж территории - это совокупность эмоциональных и рациональных представлений, вытекающих из сопоставления всех признаков территории, собственного опыта и информации, влияющей на создание определенного образа Всемирная организация по туризму
На протяжении нескольких  десятилетий  брендинг территорий как инструмент стратегического развития широко использовался на международном уровне. Сегодня актуальность территориального брендинга  осознали и российские регионы -  без устойчивого позитивного бренда не возможно ни экономическое (инвестиции), ни демографическое (отток населения) развитие территории. 
Отмечая  важную роль развития культурного и делового туризма в сфере получения личного опыта, нельзя упускать из виду и работу со СМИ, как  важный этап информационного маркетинга. СМИ по-прежнему остаются активным «агентом влияния» -  формируют общественное мнение, ломают устоявшиеся и создают новые стереотипы. В этой связи подача информации и в местных, и в центральных СМИ – крайне важный фактор для имиджа региона, так как результатом – обмена информацией, ее отбора, осмысления и упорядочения должно стать непосредственное восприятие географического образа, его закрепление и существование в массовом сознании. Однако, сегодня в регионах важная и полезная информация оказывается замкнутой в пределах самой территории, и лишь незначительная ее доля появляется в центральных сводках.

По заказу редакции Газеты о развитии бизнес-коммуникаций «RuPoR» Интернет-библиотека СМИ Public.Ru провела исследование «Воронежский регион в федеральной прессе». В фондах библиотеки были проанализированы более 1600 статей, опубликованных за первые 4 месяца (январь-апрель) 2009 года с упоминанием города и области.  В фокусе исследования – основные темы и события в Воронежском регионе,  вызвавшие в 2009 году наибольший резонанс на страницах центральных газет и журналов, а также отдельные журналисты и в целом средства массовой информации, принимающие  активное участие в освещении жизни города и области.
В первом квартале 2009 года тема финансового кризиса продолжала занимать лидирующие позиции в российских СМИ.  Не стал исключением и Воронежский регион.

Наиболее активно в начале года на страницах федеральной прессы обсуждалось влияние кризиса на социально-экономическое развитие города и региона в целом.
Пресса начала год с неблагоприятных прогнозов о ситуации на строительном рынке.   Снижение  объемов  строительства  жилья,  падение  спроса среди покупателей недвижимости на 50-60%,  миллионные потери в бюджете города из-за увольнения строителей (потеря подоходного налога), снижение заказов на местные строительные материалы (с аналогичными последствиями), уменьшение транспортных перевозок – вот неполный список высказываний экспертов.  Тем не менее в  течение последующих 3-х месяцев федеральная пресса не менее активно освещала региональные планы по строительству как социальных, так промышленных объектов. В фокусе внимания СМИ оказался как Градослав - новый город в 30 км от Воронежа, где возведут  6 млн кв. м жилых площадей для населения в 150 тыс. человек, так и  планы Евроцементгрупп по строительству новой технологической линии в регионе, работы по возведению здания реактора энергоблока Нововоронежской АЭС-2, а также  приглашение поступившее воронежским строительным заводам от мэра Санкт-Петербурга В. Матвиенко -  наряду с московскими заводами принять участие в строительстве западного скоростного диаметра в Петербурге.
В связи с освещением новостей Воронежского авиазавода (ВАСО) немалое количество публикаций в федеральной прессе посвящено проблемам авиастроительной промышленности в регионе. Так в апреле месяце СМИ активно освещали посещение местного  авиазавода  Министром промышленности и торговли РФ Виктором Христенко, а также  цитировали ответ парламентариям премьер-министра РФ Владимира Путина -   несмотря на кризис,  гражданское авиастроение в России свернуто не будет, авиазаводы, в том числе Воронежский, продолжат работу.
В этом аспекте не стало исключением и состояние рынка труда в регионе. В январе в публикациях федеральных СМИ предсказывался мощный рост сокращений и уровня безработицы в Воронеже. А уже в апреле СМИ цитировали В. Путина -  рост безработицы в стране замедлился, а в некоторых  регионах даже стал отрицательным - в том числе в Воронежской области.
Значимым сегментом в информационном поле является  пласт  публикаций,  посвященных социальной тематике. Особенно в контексте ответственности и заботы администрации региона перед своими гражданами.  В январе в федеральной прессе как некий феномен освещается воронежский бэби-бум. При этом СМИ отдельно подчеркивали, что к  федеральным программам поддержки семей с детьми в регионе добавили свои -  в 2008  году на реализацию областной программы демографического развития в регионе  затратили свыше 2 млрд. рублей. В марте СМИ активно писали об инициативе правительства Воронежской области – «бюджет Воронежской области в ближайшее время будет скорректирован и примерно 45 млн. рублей из казны направят на помощь в приобретении жилья для уволенных в запас офицеров Министерства обороны».  В апреле федеральная пресса цитировала  губернатора Воронежской области Алексея Гордеева -  власти решили «не сокращать социально значимые расходы и финансирование социальных инвестиционных программ». Ответственная позиция региональной власти не только привлекает внимание федеральных СМИ, но официально признана Общественным советом при Министерстве регионального развития России. В рейтинге конкурентоспособности регионов Воронежская область заняла  почетное четвертое место в стране по такому значимому показателю, как «Позиция региона в рейтинге социального развития».
В целом,  судя по публикациям федеральных СМИ за первые 4 месяца 2009 года, несмотря на кризис, Воронежский  регион производит впечатление стабильно  развивающегося  индустриального края и социально ориентированного региона.

  Важным аспектом в изучении информационного поля является не только упоминание о регионе в СМИ, содержание этих сообщений, но и интенсивность появления  публикаций.  Громким информационным поводом для Воронежского региона  в первом квартале 2009 года стала  смена главы региона. Пик упоминаемости Воронежской области  в федеральных СМИ приходится на две последних недели февраля с 16.02.2009 по 01.03.2009г.  (см. Динамика публикаций в федеральных СМИ,  освещающих события в Воронежском регионе). Напомним, 16 февраля президент РФ уволил губернаторов Воронежской, Орловской и Псковской областей. Федеральная пресса уже сначала года подводила итоги «правления» Владимира Кулакова, во многом называя его успешным (серия интервью Российской газете в январе-феврале), и обсуждала первые инициативы нового губернатора Алексея Гордеева, в том числе по борьбе с коррупцией и «разбазариванием земли». 


 По результатам статистического анализа рейтинг СМИ среди федеральных изданий в начале 2009 года возглавили «Российская газета», «Коммерсантъ» и «Комсомольская правда» (см. ТОР-10 федеральных СМИ, проявивших в 2009 году активный интерес к событиям в Воронеже).  На их долю приходится пятая часть всех публикаций с упоминанием региона.
Как уже отмечалось,  темы экономического кризиса и «смены губернатора в Воронежской области» красной нитью прошли на страницах всех федеральных СМИ, но в целом в фокусе разных изданий оказались в 2009 году  совсем разные новости и события региона.
«Российская газета» на своих страницах активно освещала инновационный и научный потенциал региона: победу Воронежского инновационно-технологического центра (ВИТЦ) в борьбе за грант на поддержку международного трансфера технологий, возможность преобразования технического университета в национальный исследовательский (НИУ), открытие в регионе Информационного центра по атомной энергии.
На фоне общих позитивных информационных итогов начала 2009 года стоит отметить  особую позицию газеты «Коммерсантъ». В фокусе публикаций журналистов ведущего делового издания оказались социально-политические проблемы края: иск военных пенсионеров Воронежской области в Европейский суд по правам человека, покушение на вице-мэра Марину Плиеву, оппозиционный митинг против выросших тарифов на ЖКХ,  апрельская акция "Молодой гвардии" против коммунистов, грядущий раскол в воронежском отделении КПРФ. Среди бизнес-новостей региона на страницах Коммерсанта регулярно освещались лишь планы воронежского авиазавода (ВАСО) по выпуску в 2009 году первых серийных машин Ан-148.
Интересные и «живые» новости о жизни города публиковались на страницах многих федеральных изданий в первом квартале 2009 года. Жители России узнали о том, что в Воронеже теперь можно окунуться в историю покорения морских глубин - новый музей появился в водолазной школе столицы Черноземья; городской зоосад пополнился новым питомцем - крошечным дикобразом-альбиносом; в разгар зимы на центральной площади Воронежа началось строительство искусственного катка площадью 1500 кв.м.  В тоже время «Комсомольская правда» сосредоточилась на курьезных фактах и криминальной хронике региона. Приведем лишь несколько заголовков ее публикаций о событиях в Воронеже: «В храмах Воронежа начали читать антикризисную молитву», «Герой программы "Пусть говорят" покончил с собой под дверью возлюбленной», «Любовники обчистили ювелирный на 90 миллионов рублей», «Вице-мэра Воронежа спасла от киллера влюбленная парочка», «Директор школы избил пятиклассника на уроке культуры общения».            

  

   Среди журналистов освещавших события в регионе в январе – апреле  2009 года наиболее активно работали Татьяна Ткачева и Дмитрий Хохлов (оба  «Российская газета»), а также Владимир Даньшин («Строительная газета»). См. Тор-10 авторов федеральных СМИ, наиболее активно освещавших события в Воронежском регионе. В фокусе внимания Татьяны Ткачевой широкий спектр региональных событий от  социокультурной до промышленной сферы. Дмитрий Хохлов активно освещает на страницах «Российской газеты» деятельность официальных структур региона: Воронежского правительства,  ТТП,  гордумы. «Строительная газета» регулярно публикует статьи Владимира Даньшина о проблемах строительного комплекса Воронежского региона, рынке жилья и подходах к решению проблем оплаты услуг ЖКХ.
Как уже отмечалось, на общественное мнение и, что важно, инвестиционную привлекательность региона заметное влияние оказывает позиция федеральных СМИ.  Подводя итоги исследования информационного поля, сложившегося вокруг Воронежского региона в федеральной прессе за первые 4-месяца 2009 года,  прежде всего, отметим  информационную открытость промышленности (бизнеса) региона.  О своих планах развития, новостях, итогах на страницах центральной прессы рассказывали Воронежский авиазавод (ВАСО), Авиастар-СП, Воронежский молочный комбинат, Воронежоблгаз, Агропромснаб, Воронежский локомотиворемонтный завод, Воронежский тепличный комбинат и др. Что несомненно влияет на формирование имиджа  региона в целом как стабильно развивающегося индустриального региона и промышленного центра Черноземья. Основная информационная угроза инвестиционной привлекательности региона - в активном освещение на страницах ведущих деловых федеральных СМИ  его социально-политических проблем. Воронеж уже не называют  «красным поясом», но публикации в  деловой прессе не позволяют пока говорить  и о  социально-политической стабильности в регионе.
  В России пока ещё крайне мало примеров, когда региональные и муниципальные власти всерьёз занимаются проблемой продвижения информации  в федеральных СМИ.  В идеале это должны быть не «разовые всплески» новостей, а хорошо продуманная и подготовленная программа последовательного продвижения в информационном поле. Выгодное географическое положение, промышленность, множество вузов – потенциал у Воронежского региона есть. Но без активной поддержки общественного мнения и  СМИ (в том числе федеральных) добиться положительных изменений в отношении к региону  будет  сложно.   Тем важнее и нужнее изучение  информационного поля и возможностей СМИ в формировании имиджа территории.


При любом использовании материалов сайта ссылка на regionpr.ru обязательнаСоздание сайтов в Воронеже ART STUDIO