Кризисные казусы современной журналистики


В последнее время меня частенько спрашивают: что же происходит в современной России с журналистской профессией? Всегда отвечаю (хотя и без особой охоты). Ответ состоит из двух практически равнозначных частей. Сразу оговорюсь, что высказываю сугубо личное мнение и при этом не претендую на истину в последней инстанции. Но всё же… Первая часть ответа: журналистика никогда не была профессией, а являлась и является  лишь специфическим родом деятельности.
Вторая часть ответа: с журналистикой сейчас не происходит ровным счетом НИ-ЧЕ-ГО. Просто журналистика в последние три-четыре года, судя по всему, замерла в своем развитии. Именно в развитии, а не в движении.
При этом необходимо учитывать: в журналистике вообще (и в региональной журналистике, в частности) профессиональный кризис начался задолго до кризиса финансового. И поэтому нынешнее состояние журналистики можно смело оценивать термином «кризисное движение». Да, действительно, движение СМИ заметно. Но в какую сторону?
Судите сами. Телевизионный эфир чуть ли не наполовину превратился в сплошную (жутковатую до рвоты) «программу максимум». В журналах и газетах – преимущественно всё та же «программа максимум». Только в бумажном варианте…

И почему?

Это впечатления от современных тенденций российской журналистики.
Общероссийский журналистский спад в Черноземье усугублен еще и целым рядом местных «болячек», которые для СМИ сгруппированы в треугольнике «власть-общество-бизнес». При ближайшем рассмотрении это означает, что журналистом (в обобщительном смысле) всегда кто-то недоволен. Либо общество, либо представители властных структур, либо представители бизнеса. А зачастую – недовольны вообще все вместе.
Почти повсеместная ситуация: региональная власть не знает, чего хочет от прессы. При таком раскладе на эту прессу начинают влиять самые разные властные группировки, интересы которых могут оказаться весьма далеки от государственных. В результате – власти (в лице одних своих представителей) не нравится пресса, которая напрямую или через посредников руководится властью же (в лице других своих представителей).
В последние годы местной журналистике вообще было сложно работать с местной властью. Потому что власть такому сотрудничеству постоянно сопротивлялась.

Кризис усиливается, да?
Есть ли предпосылки к системному кризису? К сожалению, да. Журналист всегда работает на «территории конфликта», а это у зрителей-читателей подчас вызывает только раздражение. Ведь журналисты производят такой социальный продукт, который почти всегда воспринимается субъективно. Более того, работа журналиста – это почти всегда топтание на кончиках чьих-то пальцев. В этом-то как раз – залог потенциальной конфликтности журналистики.
А от простого конфликта до стратегического кризиса в СМИ остается лишь несколько шагов...
Тем временем рекламные бюджеты мигрируют (из журналов – в газеты, из ТВ и газет – в Интернет и т.д.). Тем же временем в регионах славно скончались и бесславно умерли издания, которые некогда якобы совершали обозрение региональной действительности и некогда де-факто были самыми модными у местного бомонда.
Между тем  появляются новые радиостанции и информационные агентства, а  свои ниши активно занимают новые дееспособные информационно-коммуникативные холдинги.
Вот и получается – финансовый кризис одновременно и доказывает, и подтверждает: для умной и последовательной журналистики профессионального кризиса нет и быть не может.

В чем сила, брат?
Чем же, как мне кажется, по праву и по обязанности должна заниматься журналистика? Для себя я уже на этот вопрос давно ответил: должна заниматься построением благоприятного имиджа того региона, в котором довелось работать.  
Простой анализ показывает, что около 85% информации из регионов во внешнюю среду поступает через журналистские каналы. А это означает, что имидж регионов более чем на три четверти складывается из журналистского труда.
Труда крепких специалистов из числа собственных корреспондентов центральных СМИ, труда журналистов из региональных представительств общенациональных СМИ, труда специалистов из региональных газет и журналов. Весомость таких спецов и переоценить-то невозможно!
Дело тут не в деньгах даже. Дело, прежде всего, в уважении к профессионалам-коммуникаторам, которые всегда были наперечет, а сейчас и тем более.
Думается, именно формирование регионального имиджа станет главной задачей журналистики на ближайшее время. Эта задача по своим масштабам не сравнится, конечно, с задачей по удвоению ВВП к 2000 какому-то году.
Но при выполнении этой задачи журналистам, может быть, уже и не придется больше выбирать между фигой в кармане и камнем за пазухой. Тогда и казусов в журналистской отрасли страны станет поменьше, наверное.
Валерий Мальцев, руководитель Экспертной группы «Проекты управления репутацией», директор издательского дома «Большие люди» (региональные выпуски газет «Известия» и «Аргументы недели», отраслевая строительная газета «Монолит»), автор учебного курса «Поход за славой», лауреат PR-премии «RuPoR», дипломант Национальной премии «Серебряный Лучник»  

Но в последнее время честному сотрудничеству с журналистами все больше сопротивляется и региональный бизнес. Если, не приведи бог, и общество перестанет сотрудничать с журналистами, то всё – это и будет системный кризис отрасли.



При любом использовании материалов сайта ссылка на regionpr.ru обязательнаСоздание сайтов в Воронеже ART STUDIO