PR–средства и информационно-коммуникативные ресурсы бундесвера


 (окончание, начало читайте в 36-ом номере)   

    Новой привлекательной и для молодежи, и для военных структур формой  пробуждения интереса к армейской службе стало мероприятие под названием «Bw Beachen´09». Эта комплексная молодежная PR–программа бундесвера была направлена на раскрытие творческих и физических способностей молодежи и привлечению молодых людей к службе в ВС Германии. Она была рассчитана на полгода и стартовала в первом номере журнала «Infopost» за 2009 г. В июне 2009 г. на базе ВМС в Вильгельмсхафене (Wilhelmshaven) проходил финальный турнир «Bw Beachen´09», собравший со всей Германии  около 450 молодых игроков в пляжный волейбол и пляжный футбол. Куратором турнира  выступил министр  обороны Франц Йозеф Юнг (Franz Josef Jung), принявший личное участие в  открытии  предварительных состязаний в Варендорфе (Warendorf). Свыше 1000 школьников и школьниц из всех уголков Германии в возрасте 16 – 17 лет участвовали в борьбе за право выхода в финальную часть турнира.

       Кульминацией спортивного праздника стало награждение победителей. Оно происходило при участии высокопоставленных чиновников бундесвера и знаменитых спортсменов, проходящих службу в ВС Германии Юлиана Флека (Julian Fleck) – водное поло и Бояна Шипнера (Bojan Schipner) – водные лыжи. Победителей ожидали необычные призы: поездка с представителями армейского руководства в Лондон, путешествие с Люфтваффе в Сардинию, парусный тур с ВМС по Балтийскому морю и многое другое. Наряду со спортивными состязаниями молодежи была предложена насыщенная программа развлечений. Состязания «Bw Beachen ´09» предоставили молодым людям уникальную возможность познакомиться с бундесвером изнутри, узнать свои профессиональные перспективы в армии. Расходы на дорогу, размещение и проживание молодых спортсменов  бундесвер взял на себя.

       Газеты и журналы бундесвера популяризируют «коммуникативные встречи» - современную PR–форму общения выпускников школ и колледжей с руководством и курсантами военных учебных заведений. Широкое освещение в военной прессе приобрела коммуникативная встреча, получившая название «Летная служба» и проводившаяся школой ВВС в Бюкебурге в Нижней Саксонии, осуществляющей подготовку пилотов вертолетов для бундесвера. На три жарких июльских дня помещения и территория школы оказались во власти юношей и девушек, ищущих свое место в жизни. Три дня преподаватели, курсанты, летчики-инструкторы, врачи и психологи вели с ними доверительные разговоры о летной специальности в неформальной обстановке.
     Приехавшим на встречу молодым людям была предоставлена возможность ознакомиться с различными типами боевых вертолетов. Кульминационным пунктом коммуникативной встречи стало приглашение протестировать свой «летный талант», заняв место за штурвалом в кресле пилота на самом современном в мире летном тренажере, максимально полно имитирующим управление летательным аппаратом. Достаточно времени было оставлено и на развлечения, задушевные разговоры с воинами. Притягательной для молодежи особенностью этой коммуникативной встречи явилось то, что все расходы на проезд, ночлег, питание и напитки бундесвер в этом случае также взял на себя.   
     
      Информационная служба знаменитого университета бундесвера в Мюнхене наряду с тематическими публикациями в прессе, выпуском информационных брошюр, проспектов, буклетов сосредоточила свои PR – усилия на установлении прочных связей со СМИ. Контакты с широкой общественностью через масс-медиа поддерживают опытные PR – специалисты Михаэль Браунс (пресс-секретарь) и Стефания Линзингер (онлайн-редактор). Мюнхенский университет бундесвера, в котором 170 профессоров и 235 научных сотрудников обучают почти 4 000 студентов (из них – 360 женщин, 150 иностранных офицеров, обучающихся по обмену и 50 гражданских студентов), позиционирует себя преуспевающей кузницей научно-исследовательских кадров, потребность в которых в кризисные годы  ощущается не только немецкой армией, но и немецкой индустрией. В целях реализации карьерных устремлений выпускникам университета предлагается продолжить обучение в недавно созданном при университете Институте дальнейшего образования (das Campus Advanced Studies Center. - CASC). Администрация института в лице д-ра Николь Мацнер-Фогель обещает «содействие в установлении контактов с потенциальными работодателями».

       Академия информации и коммуникации бундесвера (Die Akademie der Bundeswehr für Information und Kommunikation. – AIK - AkBwInfoKom), основанная в 1990 г. в Вальдбрёле и спустя четыре года передислоцированная в Штраусберг под Берлином является не только центральной образовательной базой ВС подготовки сотрудников военных СМИ и PR-службы, но и местом встречи с общественностью страны. Академия является «широким форумом для диалога бундесвера с обществом». Ежегодно здесь принимают около 6 000 гостей, часть из которых останавливается в отеле – единственном отеле, который содержится на средства бундесвера.
     Для заседаний и конгрессов предназначены два больших конференц-зала и множество вспомогательных помещений. Научные разработки и рекомендации, сделанные в стенах и лабораториях AIK, активно используются печатными органами ВС. «Благодаря стараниям сотрудников и сотрудниц академии пресса бундесвера развивается и перманентно улучшается». AIK находится в подчинении штаба прессы и информации федерального министерства обороны.  21 сентября 2007 г. в присутствии бригадного генерала Вернера Вайзенбургера и под музыкальное сопровождение оркестра люфтваффе академию возглавил полковник Аксель Хехт (Axel Hecht), начальником штаба был назначен полковник Михаэль Кёттинг (Michael Kötting). С приветственными словами на церемонии назначения выступил бургомистр Штраусберга Ганс Петер Тирфельд, отметивший устойчивые связи между общественностью города и академией. Прежний начальник AIK  полковник Райнер Зенгер был известен также как шеф PR-службы и пресс-секретарь командующего сил НАТО (KFOR) в Косово со штаб-квартирой в Приштине.

      Еще в августе 2007 г. бундесвер выступил с мощной PR-акцией, которая привлекла тысячи людей, интересующихся службой в ВС. Тогда в городке Падеборн состоялись первые региональные празднования дня земли Северный Рейн-Вестфалия (NRW-Tag), проходившие под девизом «Между традициями и хай-теком». Для удобства нахождения информационных стендов бундесвера в Падеборне на тридцатиметровую высоту был поднят трехметровый куб ярко-синего цвета с логотипом немецкой армии. Основную идею презентации бундесвера на площади Маспернплац выразила экспозиция «Карьера в бундесвере», пробудившая интерес широкой публики благодаря  интенсивному использованию электронных технологий, кинотрюков, современных тренажеров. Посетители «смогли воочию убедиться в том, что бундесвер и сегодня, и в перспективе является надежным работодателем». Экспозиция также рождала законную гордость за результаты творческого труда ученых и рабочих Германии, сумевших создать великолепные образцы современной военной техники, многие из которых, по словам обер-фельдфебеля Кристиана Егера (Christian Jäger), «совсем не были выставочными экспонатами». Покидая экспозицию бундесвера, публика уносила впечатление «небывалой  защищенности солдат своей страны на море, на земле, и в воздухе».

     Подводя итоги «удавшемуся участию бундесвера в NRW-Tag», командир военного округа Северный Рейн-Вестфалия полковник Ральф Кнефловски (Ralf Kneflowski) резюмировал: «Целенаправленная информация, компетентные консультации и много хорошего настроения – вот факторы успеха». О значении успешной презентации бундесвера свидетельствует ее посещение главой земли Северный Рейн-Вестфалия д-ром Юргеном Рютгерсом (Jürgen Rüttgers) и обер-бургомистром Падеборна Хайнцем Паусем (Heinz Paus), а также министров земельного правительства и депутатов ландтага.
      К участию в PR-сопровождении социально-культурных акций бундесвера привлекается и военно-музыкальная служба. Музыкальный корпус ВС из Зигбурга дал бенефисный концерт в замке курфюрста в Майнце в ходе акции «Подшефные дети военных семей», проходившей под патронажем обер-бургомистра Енса Бойтеля (Jens Beutel) и командующего военным округом II  генерал-майора Бернта Дипенхорста (Bernd Diepenhorst). Более 250 любителей музыки получили возможность познакомиться с произведениями  известных композиторов в исполнении «показательного оркестра Бундесвера». После праздничного марша Рихарда Штрауса и увертюры к Вильгельму Теллю Россини последовал «Марш Преображенского полка» Фердинанда Газе. Кульминацией вечера стали отрывки из произведений Модеста Мусоргского. А заканчивался концерт мелодиями песен Френка Синатры и зажигательными интерпретациями песен Робби Вильямса «Angels» и «Let me entertain you».

       Столкнувшись с трудностями набора контрактников и недопониманием со стороны широких слоев населения целесообразности пребывания немецких войск в Косово, Ираке и Афганистане, германский бундесвер реализовал к собственному 50-летнему юбилею совместно с коммерческим телеканалом RTL дорогостоящий, но весьма эффективный PR-проект, призванный улучшить имидж ВС в обществе. К участию в проекте была приглашена Соня Цитлов (Sonja Zietlow), знаменитая фотомодель, два года пилотировавшая «Боинг 737» компании Люфтганза, ныне всеобщая любимица и известная телеведущая – модератор самых зрелищных театрализованных шоу-программ, среди которых и наиболее рейтинговая «Джунгли-шоу». Каналом RTL был подготовлен телевизионный цикл передач, посвященных армейской службе. «Бундесвер будет показан таким, каким его никогда не видели», - утверждалось в анонсе.
      Перед съемками Соня Цитлов прошла длительный курс специальной подготовки вместе с элитными подразделениями бундесвера. С десантниками она осваивала премудрости службы на базе Hammelburg, славящейся своими суровыми порядками. Неделю училась ставить паруса, скребла и драила палубу на учебном парусном судне «Gorch Fock». Вместе с летчиками проходила медицинские тесты, включая испытание на центрифуге. Несмотря на ушибы и ссадины, полученные во время тренировок, погружение в гущу армейской жизни произвело на Соню, по ее собственным словам,  «незабываемое впечатление». То, что «для меня сегодня стало увлекательным приключением, - призналась звезда, - завтра для наших солдат может стать жесткой реальностью».
      В итоге при участии фирмы Allcom, дочерней компании Studio Hamburg, был снят четырехсерийный документальный фильм под общим названием «Соня в Бундесвере». RTL не раскрывает вопросы финансирования и бюджетных ассигнований. Пресс-секретарь RTL Кристиан Кёрнер (Christian Körner) сообщил только, что идея документального сериала возникла на фирме Allcom. Демонстрация каждой из четырех серий цикла осуществлялась по воскресным дням в прайм-тайм сразу после новостной программы. Затем фильм появился в продаже на DVD по цене EUR 24,99.

      На обложках глянцевых журналов печатались фотографии знаменитой блондинки среди бравых моряков, летчиков, танкистов, подводников, парашютистов. «Реакция на формат была чрезвычайно позитивная», - с удовлетворением отмечал пресс-представитель министерства обороны. Он также пояснил, что в основу PR-проекта, на разработку которого ушло около полутора лет, была положена «идея сообщить честную информацию об армии, чтобы граждане сами могли составить правдивую картину военной службы». И хотя внутри бундесвера отношение к сериалу было достаточно сдержанным, многие стали рассматривать его как образец нетрадиционной рекламы, который вкупе с традиционными PR-кампаниями призван обеспечить стремление министерства обороны к увеличению в армии доли женщин-солдат. После демонстрации сериала в женских журналах появились сообщения типа: «банковская служащая Керстин идет в армию на Балканы для обеспечения мира». Однако, отрицая рекламный характер сериала, пресс-секретарь RTL Кристиан Кёрнер недвусмысленно заявил: «У нас нет никаких причин заниматься вербовкой».

       Система PR-средств и информационно-коммуникативных ресурсов бундесвера направлена на реализацию информационной, воспитательной и образовательной функций, идейную консолидацию личного состава вокруг государственных, религиозных и нравственных ценностей, формирование социально-культурных, психологических аспектов высокоморального облика военнослужащих. Объектом воздействия многочисленных газет и журналов, радио- и  телестанций бундесвера является личный состав регулярных войск и резервных компонентов, гражданский персонал министерства обороны, отставники-пенсионеры, а также члены семей военнослужащих. Информационно-коммуникативные ресурсы и PR-средства бундесвера используются для культурного информирования личного состава, обеспечения общественной поддержки вооруженных сил, смягчения воздействия критической и негативной информации, активного участия в кампаниях по набору в армию. Результатом постоянного наращивания и высокопрофессионального использования PR–средств и информационно-коммуникативных ресурсов бундесвера является позитивное  отношение к германской армии со стороны государства, СМИ и общественности. Взаимодействие с целевыми группами населения – учителями, образовательными учреждениями, учреждениями, действующими в сфере коммуникации, осуществляется на основе непрерывного диалога с гражданами в виде разнообразных по форме тематических семинаров, посещений войсковых частей и военных учебных заведений.

Для обеспечения качественного пополнения ВС Германии предпринимаются систематические адресные PR-усилия по проведению организационных мероприятий агитационно-рекламного характера по профессиональной ориентации молодежи и привлечению ее к службе в армии.

В.И. Газетов,
канд. ист. наук, профессор Академии военных наук и Военного университета МО РФ;
Б.В. Липатов,
вице-президент IABC/Russia


При любом использовании материалов сайта ссылка на regionpr.ru обязательнаСоздание сайтов в Воронеже ART STUDIO